В своей предыдущей статье я рассказывал о том, что такое рескриптинг, и в каких ситуациях он может быть полезен. Сейчас хочу рассказать вам об одном из способов его применения.
1. Психолог просит клиента представить безопасное место, в котором ему будет комфортно, а затем описать свои ощущения.
2. После психолог просит покинуть это безопасное место.
3. Далее клиенту предлагается вспомнить травмирующее событие и рассказать о нем. Описать окружающее пространство, расположение присутствующих людей, происходящие события. Вместе с тем клиенту предлагается оценить силу переживаний от 1 до 10.
Если тревога клиента не превышает 5 баллов, клиенту предлагается переместиться чуть дальше, в то место, где переживания будут более ощутимы (очень низкого показателя тревоги будет не достаточно для продуктивной работы).
Если при нахождении в определенном месте тревога клиента превышает 6 баллов, то необходимо вернуться немного назад, в момент/место, когда тревога равнялась 6 баллам. Это необходимо, чтобы избежать вероятность ретравматизации клиента. Кроме того, не нужно погружаться в подробные описания насилия или болезненных для клиента деталей. Важно действовать аккуратно и сверяться с внутренним ребёнком клиента.
4. На этом этапе (когда определён момент, в котором тревога достигает 6 баллов) важно перейти от когнитивного восприятия к эмоциональному, поэтому психолог спрашивает клиента о том, что он чувствует, и просит описать эмоции относительно своего переживания.
5. Далее психолог предлагает клиенту представить, что внутри этого травмирующего воспоминания его внутреннему ребёнку приходит на помощь он сам, но будучи взрослым. В зависимости от того, в чём нуждается в этот момент ребёнок, взрослый оказывает ему необходимую поддержку, предоставляет защиту, старается обезопасить пространство, в котором они находятся.
В этом и заключается сам процесс рескриптинга: я-взрослый помогает я-ребенку внутри травмирующего воспоминания, таким образом «переписывая» само воспоминание.
Взрослый клиент может делать всё, что ему захочется, чтобы защитить себя-ребенка: может ударить или даже убить кого-то, - всё это делать разрешено. Я-взрослый клиента волен делать всё, что ему необходимо и что видится ему важным, чтобы обезопасить себя-ребёнка. Необязательно этим действием станет агрессия, но и она допустима: фантазия уничтожения в данном опыте лишь маркер того, насколько небезопасно себя ощущал внутренний ребёнок. Очень важно не оценивать действия клиента и не вызвать у него чувство стыда!
6. После, психолог спрашивает у внутреннего ребенка клиента, ощущает ли он себя в безопасности. Если ответ отрицательный, то процедуру необходимо повторить. Здесь необходимо уточнять у ребёнка, чего бы он хотел от взрослого, в какой помощи он нуждается. Взрослый может попробовать изменить что-то в своих действиях, если они не сработали в первый раз. Но конечным результатом должно стать чувство безопасности у ребёнка.
7. Затем психолог предлагает клиенту «стереть» это пространство, подобно тому, как мы выходили из безопасного места в пункте 2.
8. После клиенту предлагается вернуться в безопасное пространство из пункта 1 и описать свои ощущения там.
9. По завершении этого обсуждения психолог предлагает клиенту покинуть безопасное место и «вернуться» в кабинет.
10. В завершение психолог просит клиента дать обратную связь и описать, как он себя чувствует.
В описанном выше варианте рескриптинга клиент делает все сам. Но существуют также варианты, где терапевт занимает роль взрослого клиента, помогая ему таким образом визуализировать происходящее, представить в этой роли себя. Если клиенту тяжело даётся протокол, можно попробовать выполнять роль взрослого вместе с терапевтом. Затем клиент может повторить за терапевтом действия взрослого себя.
Итоговая цель, на которую может потребоваться не один сеанс (!), заключается в том, чтобы клиент смог сам заступиться за самого себя в травматическом воспоминании и почувствовать себя в безопасности.
Если тема покажется вам интересной, в дальнейшем можно поговорить о самостоятельном применении клиентом рескриптинга вне кабинета или об обнаружении и выявлении неочевидной травматической ситуации.
С радостью прочту ваши комментарии!
Алик Фицов: +79045500280
Телеграм: https://t.me/alikfitsov
Вконтакте: https://vk.com/alikfitsov
Автор: Александр Фицов