Найти тему
Historyаны Алены Л

Взлеты и падения авиатора Прокофьева-Северского.

Во время Первой Мировой войны, 6 июля 1915 г., при посадке самолета, на котором этот русский летчик осуществлял разведку и бомбардировку немецких кораблей, внезапно взорвалась имевшаяся на борту его самолета 10-фунтовая бомба. Летчик был тяжело ранен - взрывом ему изувечило правую ногу, а механик его самолета погиб. Врачи, вняв настоятельным просьбам летчика, рискнули и ограничились ампутацией ноги чуть ниже колена. После операции летчик начал усиленно тренироваться, ходил сначала на костылях, а потом без костылей, с деревянным протезом ноги. Сильная воля, желание продолжать полеты и хорошая спортивная подготовка сделали чудо: со временем он смог не только летать, но и научился играть в гольф, бадминтон, кататься на коньках, танцевать, плавать на большие расстояния - и все это с деревянным протезом.

Летчик Александр Прокофьев-Северский в госпитале, где его навещает отец.
Летчик Александр Прокофьев-Северский в госпитале, где его навещает отец.

А еще был случай...Однажды во время показательных полётов в присутствие царственных персон, чтобы доказать всем окружающим, что он может летать даже с деревянным протезом, этот летчик без разрешения заменил по каким-то причинам отсутствовавшего штатного пилота. Узнав об этом случае, император Николай II захотел сам увидеть прославившегося офицера, а потом лично разрешил ему летать, что утерло нос всем "функционерам" от только-только зарождающейся авиации в России, которые "приговорили" его к "бумажной" работе.

Летчик любил риск и открыто шел на этот риск. Так, служа на Балтийском флоте, 1 августа 1916 года он проявил себя в боевых вылетах и был ранен в воздушном бою . И в 1917 г ему «за отличие» был присвоен чин лейтенанта флота. А в боевом вылете 1 октября 1917 года из-за остановки мотора летчик совершил вынужденную посадку в немецком тылу, сжёг самолёт и, пройдя свыше 30 вёрст на деревянной ноге, вышел в расположение своих войск. 12 октября 1917 года «за отличие в делах против неприятеля» был произведён в чин старшего лейтенанта.

К моменту Октябрьской революции 1917 г. авиатор Александр Николаевич Прокофьев-Северский был одним из самых известных летчиков-асов в России. Он налетал 1600 часов, участвовал в 57 воздушных боях с германцами, одержал 13 побед, имел множество боевых наград, в том числе почетное Золотое оружие и орден Георгия, врученный лично главой Временного правительства - Александром Керенским. Был награжден специальной наградой за ценные изобретения в области морской авиации. Он обладал званием командующего истребительной авиацией Балтийского флота и служил на должности технического консультанта при Адмиралтействе.

Александр Николаевич Прокофьев-Северский родился в семье потомственных дворян в Тифлисе (Грузия), 24 мая 1894. Интерес к авиации пробудился у Александра с юношеских лет под влиянием отца, который стал одним из первых летчиков-любителей. Все предки Прокофьевы были военными. Но, как говорится, в семье не бывает правил без исключений. Отец Александра - Николай Георгиевич Прокофьев, получив соответствующее образование и взяв сценический псевдоним Северский, посвятил свою жизнь искусству и стал известным в Петербурге певцом оперетты, режиссером и владельцем театра. Николай Георгиевич является автором и исполнителем таких романсов, как «Белой акации грозди душистые», «К чему напрасные мечты», «Ночи безумные», «Но я вас все-таки люблю» и др., а также он исполнял цыганские романсы и сыграл заметную роль в развитии характерного для XIX века процесса «цыганизации» русской оперетты. Николай Георгиевич Северский был популярен с середины 1890-х гг, как режиссёр он поставил в московском театре Омона спектакль «Цыганские песни в лицах» (1895) и «Новые цыганские песни в лицах» (1900) в Санкт-Петербурге. Он владел театром, играл в "Пассаже". С 1899 года он стал ведущим артистом в петербургском театре «Буфф».

Николай Георгиевич Прокофьев-Северский.
Николай Георгиевич Прокофьев-Северский.

Но Николай Георгиевич Северский не ограничился только искусством, военные корни не давали ему покоя, он научился летать на частных самолетах того времени. Приблизительно перед Первой Мировой войной (1913) он одним из первых в России (да и не в России тоже) приобрел частный самолет и стал одиннадцатым по счету русским летчиком, сначала любителем. Во время Первой мировой войны в чине поручика Николай Георгиевич служил инструктором Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине.

Николай Георгиевич Северский решил дать сыну Александру Николаевичу Прокофьеву военное образование. Александр Николаевич Прокофьев был зачислен в Морской кадетский корпус, который окончил в декабре 1914 г. в чине мичмана. По выпуску из корпуса он был зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж.

Мичман Балтийского флота  Александр Прокофьев-Северский.
Мичман Балтийского флота Александр Прокофьев-Северский.

Но карьера моряка молодого человека мало интересовала. Он мечтал стать военным летчиком. К моменту поступления в корпус Александр Николаевич уже умел летать, благодаря своему отцу, и под его чутким руководством. Как раз в 1914-1915 годах при российском Военно-морском флоте начали создавать авиационные группы морской разведки. По приказу адмирала Эссена молодой офицер Александр Николаевич Прокофьев был направлен на Курсы авиации и воздухоплаванья имении В. В. Захарова при Петербургском политехническом институте для получения необходимой теоретической подготовки. После окончания курсов Прокофьев был откомандирован в Севастопольскую военную авиационную школу для подготовки лётчиков морской авиации. А летом 1915 года он сдал экзамен и получил звание морского лётчика и был направлен на службу на базу гидросамолетов «Конкорд», стоявшую на острове Эзель. Но прослужил там буквально несколько дней, так как 6 июля 1915 года при возвращении с боевого вылета подорвался на собственной бомбе и был тяжело ранен. В итоге Прокофьеву ампутировали правую ногу. Тем не менее он решил вернуться в строй и упорно учился ходить сначала на костылях, а затем с протезом. А далее было все то, о чем написано в начале статьи.

Отец Александра Николаевича - Николай Георгиевич Северский Октябрьскую революцию не принял, став белым офицером. А после Гражданской войны Николай Георгиевич в числе многих белоэмигрантов эмигрировал в Турцию, где жил Стамбуле. Забегая вперед, стоит сказать, что в 1923 году он переехал в Париж, став и в эмиграции вице-председателем Союза русских летчиков во Франции (1924). Входил правление в Лиги монархистов.

Николай Георгиевич занимался артистической и режиссёрской деятельностью в Русском театре в Париже. Снимался в немом кино в Италии и Швеции. В 1927 году был режиссёром Русского театра в Париже. Осуществил постановки «Ревизора» Н. Гоголя, пьес А.Репникова «Скука жизни» и «Галлиполи». Одним из первых поставил на Западе «Белую гвардию» («Дни Турбиных») М.Булгакова.

Скончался Николай Георгиевич Северский в возрасте 71 года 1 апреля 1941 года в Париже.

А прославленному авиатору Александру Николаевичу Прокофьеву в сентябре 1917 г. предложили место помощника атташе по делам Военно-морского флота в русском посольстве в США. Тогда он отказался от этого заманчивого предложения, оставшись, по просьбе командования, на фронте. Но после захвата власти большевиками, и последовавшего за тем разложения в армии, в авиации и на флоте решил навсегда покинуть страну, воспользовавшись некогда предлагаемой ему должностью при посольстве. В начале 1918 года Александр Николаевич под предлогом болезни через Владивосток выехал в США. И в марте 1918 года А.Н. Прокофьев-Северский прибыл в США в качестве агента по делам Военно-морского флота при ещё действовавшем российском посольстве в Вашингтоне. Тогда же он изменил свою труднопроизносимую для американцев двойную фамилию и стал просто Александром Северским (как отец). Однако все стремительно рушилось и менялось, после заключения российским правительством сепаратного мира с Германией Российское посольство было закрыто, а дипломат Александр Северский остался без работы.

Используя наработанные связи, Александр Северский познакомился с генералом Уильямом (Биллом) Митчеллом, поделился с ним своими идеями по бомбардировочной авиации, эти идеи заинтересовали генерала, и Митчелл предложил Александру Северскому место инженера-консультанта при Военном департаменте в Вашингтоне.

Затем в 1922 году Александру Северскому удалось основать фирму "Seversky Aero Corр.". Фирма начала с создания новой модели бомбардировочного прицела. После успешных испытаний прицела правительство США в 1925 г. купило у Северского права на это изобретение за 50 тысяч долларов. Крупная по тем временам сумма позволила корпорации расширить масштабы изобретательской деятельности. Затем было еще несколько разработок совместно с Л. Сперри, создателем первых автопилотов. Дела пока шли неплохо. В ноябре 1927 г. Северский получил американское гражданство, а в следующем году ему было присвоено звание майора ВВС США в запасе.

Накануне получения гражданства, в 1925 году, Александр Северский женился на американке, дочери врача Эвелин Олифант, которая стала верной подругой и единомышленницей мужа. Эвелин получила хорошее гуманитарное образование, брала уроки музыки и балета, но вдруг решила учиться летать. Вначале она скрывала это от мужа. Но он узнал и стал сам ее учить и инструктировать. Она научилась прекрасно управлять самолётом и самостоятельно много летала. На счету Эвелин было несколько рекордов среди американок.

Александр Северский с женой Эвелин.
Александр Северский с женой Эвелин.

У Северских была собака по кличке Водка, видимо, пса так назвали в память о России и о бесшабашной молодости Александра. То Александр, то Эвелин, а то и оба вместе брали Водку в полёты, и собаке очень нравилось в воздухе. Может быть наблюдение за поведением собаки Водки послужило потом поводом для полетов собак в первые космические экспедиции.

Однако 1920-х годах разразился экономический кризис. Предприятие Северского обанкротилось.

Но к началу 1930-х гг. Александр Северский разработал проект самолета-амфибии. Авиатору удалось собрать вокруг себя несколько единомышленников для реализации проекта, главным инженером Александр Северский пригласил соотечественника из Тифлиса, талантливого авиационного специалиста Александра Картвелли. Таким образом, в феврале 1931 г. в Лонг-Айленде (штат Нью-Йорк) появилась новая самолетостроительная фирма "Seversky Aircraft Corp.", где Александр Северский являлся одновременно президентом, конструктором и летчиком-испытателем. Самолет-амфибия SEV-3, рассчитанный на 3-х человек, был готов к лету 1933 г. Это была подлинно новаторская машина.

Александр Картвелли - главный инженер корпорации Северского.
Александр Картвелли - главный инженер корпорации Северского.

Первый полет самолета SEV-3 состоялся 18 июня 1933 г., когда Александр Северский сам поднял в воздух свое детище. Испытания показали отличные скоростные качества самолета, он установил мировой рекорд скорости для самолетов-амфибий (290 км/ч), а после замены двигателя на новый был достигнут результат - 371 км/ч., то есть рекорд для самолетов-амфибий с поршневым двигателем на многие годы. Затем были новые модификации самолета и много правительственных заказов.

Александр Николаевич Северский машет рукой из кабины своего детища — SEV-3M (1930-е гг)
Александр Николаевич Северский машет рукой из кабины своего детища — SEV-3M (1930-е гг)

3 декабря 1937 г. Александр Северский совершил беспосадочный перелет из Нью-Йорка в Гавану за 5 час.3 мин.; в тот же день Ж.Кокран выполнила на самолете Северского рекордный перелет из Нью-Йорка в Майями со средней скоростью 483 км/ч.

1930-е гг. были для Северского периодом активной конструкторской работы. Среди изобретений следует отметить оригинальную конструкцию убираемого шасси для самолетов-верхнепланов; воздушный тормоз и закрылок нового типа; складывающееся металлическое монопланное крыло; двойную телескопическую стойку шасси для самолетов палубного базирования; автоматическое якорное устройство и расщепляющийся подводный киль для гидросамолетов; противоштопорный парашют; регулируемое сидение пилота; новый способ балансировки систем управления. Многие его изобретения находили применение не только в авиации, но и в других областях техники, в частности, в автомобилестроении, на фирме "Крайслер".

К сожалению, проектирование новых самолетов и изобретательская деятельность, не давали достаточно средств для успешного роста компании, а новых заказов от американского правительства не было. Поэтому Северский сделал ставку на экспорт своих самолетов. Первый зарубежный заказ поступил, неожиданно для конструктора, из Советского Союза. В 1938 г. советское торговое представительство "Амторг" обратилось к Александру Николаевичу Северскому с предложением продать 2 самолета 2РА: амфибию и самолет с обычным колесным шасси, а также продать лицензию на производство этих самолетов в СССР. За это корпорация "Seversky Aircraft Corp." получила почти 1 миллион долларов.

Затем с целью получения новых заказов Северский сам в начале 1939 г. предпринял турне по Европе. Его самолеты демонстрировались во Франции, Англии, Бельгии, Швейцарии, Швеции. Конструктор сам выполнял на них показательные полеты, установил целый ряд новых рекордов скорости во время перелетов между европейскими столицами. По приглашению правительств Франции, Англии, Германии и Италии он посетил авиационные заводы и военно-воздушные центры этих стран и даже летал на некоторых новейших военных самолетах. В частности, он был первым американским летчиком, кому позволили опробовать знаменитый английский истребитель "Speedfire".

Но в апреле 1939 г., когда Северский "развлекался" в Париже, он получил телеграмму из США, в которой уведомлялся, что Совет директоров "Seversky Aircraft Corp." снял его с поста президента собственной фирмы. Во-первых, из-за недовольства финансовой политикой предприятия: Северского обвиняли в растратах на экспериментальные разработки, тогда как доходы фирмы из года в год снижались. Во-вторых, организовался скандал всвязи с нелегальной продажей 20 истребителей Японии, являвшейся потенциальным противником США (официально все это было оформлено как продажа самолетов Сиаму). Кроме того, кому-то не нравилось знакомство Северского с опальным генералом Митчеллом. К тому же Северский часто и неосмотрительно нелестно отзывался о действиях военного руководства США.

Александру Северскому срочно пришлось вернуться в Нью-Йорк. Попытки с его стороны что-то доказать руководству фирмы или отстоять свою правоту оказались безуспешными. Северский был вынужден покинуть созданное им предприятие. В сентябре 1939 г. компания "Seversky Aircraft Corp." получила новое название - "Republic".

Однако Александр Северский был до глубины души уязвлен отставкой. Не заглушил чувство обиды даже почетный приз Хармана за заслуги в области авиации, врученный ему в 1940 г. президентом США Ф. Рузвельтом. Северский решил навсегда отойти от конструкторской работы, он стал аналитиком, начал заниматься прогнозами развития военной авиации в период мировой войны. Так, с 1939 г. начался новый этап в жизни Северского, он успешно проявил себя как незаурядный аналитик и военный стратег. Всеобщую известность Северскому принесла книга "Воздушная мощь - путь к победе", опубликованная в 1942 г. и быстро ставшая бестселлером.

К концу Второй мировой войны Александр Северский был уже признанным авторитетом в делах военной стратегии и имел должность консультанта по военным делам при правительстве США. В 1945 г. он был награжден медалью "За заслуги" - самой почетной наградой США, присуждаемой гражданским лицам.

До конца своей жизни Александр Северский оставался консультантом ВВС США и лектором Авиационного университета, где обучались будущие командиры военно-воздушных подразделений. Он много ездил по стране, читал лекции, выступал в прессе, участвовал в конференциях. Он написал несколько книг.

Северский был членом 17 научных и общественных организаций: Академии наук, Общества американских военных инженеров, Американского Легиона, Ассоциации пилотов-спортсменов, Клуба искателей приключений и др., имел степень почетного доктора наук. Он продолжал пилотировать самолеты и к концу 1950-х гг. имел более 13 тысяч часов полета.

В конце жизни Александр Николаевич Северский увлекся проблемами экологии. Для разработки изобретений в этой области он организовал фирму "Seversky Electronatom Corp." Одним из его изобретений был электростатический фильтр, предназначенный для поглощения грязного воздуха и очистки промышленных отходов. Северский был также автором проекта экологически чистого летательного аппарата "Ionocraft" (1964 г.).

Александр и Эвелин.
Александр и Эвелин.

Александр Николаевич и его супруга Эвелин прожили вместе больше сорокa лет. Эвелин ушла первой в 1967. Александр на семь лет пережил ее. Скончался Александр Николаевич Северский 24 августа 1974 года в Нью-Йорке, прожив 80 лет. На кладбище Вудлаун в Бронксe, на могильном камне высечены имена супругов, как и при жизни, рядом.

de SEVERSKY

ALEXANDER P.

1894 – 1974

EVELYN-OLLIPHANT

1907 – 1967

Алена Ли.