Не всегда родителям удается принять выбор своих детей. Но порой, приглядевшись ко второй половине отпрыска, они меняют свое мнение в лучшую сторону.
Из прихожей донесся звук отпираемой двери, и Зоя Владленовна вышла встречать сына. Рядом с Юрой стояла девушка. Незнакомка мяла в руках ремешок сумочки и робко улыбалась.
- Знакомься, мама, это Надя, - представил девушку Юра и ухмыльнулся. - Моя жена.
Какая такая жена? Зоя Владленовна слабо охнула и схватилась рукой за косяк. Что сын нашел в этой девице? Ведь сразу видно, что не пара она, дворняжка беспородная. Не о такой невестке Зоя мечтала...
Из грязи в князи
К своим шестидесяти пяти годам Зоя Владленовна давно успела позабыть, что сама родилась и выросла в простой семье, но теперь считала себя элитой. Ей повезло - в юности выскочила замуж за подающего надежды военного, который был старше ее на пятнадцать лет.
Жила семья в достатке, Зое ни дня в своей жизни не пришлось работать. Она занималась домом, заботилась о муже и растила сына Юрочку. Счастье рухнуло в один день - муж скоропостижно скончался. Зоя искренне горевала и за своим горем не заметила, как упускает из вида единственного сына. Юра совсем отбился от рук - не слушал мать, прогуливал занятия в школе, иногда хамил. В его окружении появились подозрительные друзья, юноша часто где-то пропадал, а вместе с ним из дома пропадали ценные вещи. «Лишь бы не наркотики!» - малодушно молилась она, когда Юра в очередной раз явился домой пьяным.
Потом сын ненадолго остепенился, но за этим последовало новое увлечение. Сообразив, что на счетах у отца осталось немало денег, он решил их снять и потратить на свое светлое будущее. Накупил себе дорогой одежды, взял хоть и с пробегом, но хорошую машину. В общем, стал тем еще мажором.
Отчаявшись, Зоя решила женить сына. Может, став семейным человеком, Юра образумится? Она искала ему невесту из своего круга, среди знакомых покойного мужа, но ее старания не увенчались успехом. И вот, пожалуйста, привел в дом невестку...
«Воровка!»
Ночь прошла без сна. Зоя Владленовна в сотый раз прокручивала в голове краткое объяснение сына. По его словам, детдомовская сирота Надя приехала в столицу из глухой провинции, не смогла поступить в институт и временно устроилась работать маляром на стройку. Живет в общежитии, ждет следующего учебного года. Господи, малярша на стройке! Зоя Владленовна даже в страшном сне не могла представить себе такого мезальянса. Утром женщина чувствовала себя разбитой и больной, и едва нашла силы, чтобы приготовить завтрак.
- Ну а теперь ты дашь мне ключи? - спросил Юра, усаживаясь за стол.
Он давно хотел переехать в пустующую квартиру, оставленную отцом, чтобы не жить с матерью под одной крышей.
- Не дам! - отрезала она. - Сначала посмотрю на твое поведение и на твою так называемую жену.
Шли дни. Зоя Владленовна опасалась, что нарушится привычный уклад в доме, но появление невестки мало что изменило. Надя рано уходила на работу, а вернувшись и быстро поужинав, садилась за учебники. Ее присутствие было практически незаметным, разве что в квартире стало чище - маленькая трудолюбивая невестка все делала быстро и тихо. Зато Юра изменился очень сильно - перестал пить, больше не пропадал ночами и даже начал искать работу. Казалось бы, Зоя Владленовна должна была радоваться таким переменам, но ее злило, что этой безродной девице за короткое время удалось сделать то, чего она сама йе сумела добиться за долгие годы.
Надя чувствовала, что свекровь ее не любит, и старалась как можно реже попадаться ей на глаза. Но даже редкие появления невестки вызывали в Зое Владленовне глухое раздражение. Надя покорно сносила все придирки и была неизменно приветливой и услужливой.
Приближался день рождения сына, и : Зоя Владленовна вытащила из сейфа драгоценности, чтобы выбрать что-нибудь для продажи. Хотелось сделать Юре хороший подарок и устроить пышное застолье. Она взяла из шкатулки серьги с изумрудами и положила их в вазочку на столе, чтобы позже отнести в ломбард. А утром обнаружила вазу пустой.
- Юра, где серьги? - напустилась она на сына.
- Откуда мне знать, - пожал плечами сын. - Сама куда-нибудь засунула, да забыла.
Зоя Владленовна закусила губу и промолчала. Не хотелось портить настроение накануне праздника.
Вечером вернулась с работы Надя, нагруженная тяжелыми пакетами из супермаркета. Она была непривычно оживленной и радостной, что-то весело рассказывала, выкладывая из пакетов деликатесы: икру, семгу, ананас, дорогое вино... Откуда у малярши деньги на такие покупки? Зоя Владленовна скрестила руки на груди и пошла в наступление:
-Ты взяла серьги?
- Какие серьги? - Надя округлила глаза. - Я зарплату получила и премию, решила праздник для Юры устроить.
- Лучше признавайся по-хорошему, без полиции... Воровка!
Надя не дослушала, всхлипнула и убежала в ванную. Оттуда послышались рыдания.
Зоя Владленовна намеревалась продолжить неприятный разговор, но в этот момент пришел Юра. Он был явно навеселе, долго возился в прихожей, стаскивая ботинки и напевая что-то себе под нос. Зоя Владленовна вышла ему навстречу, учуяла сильный запах спиртного и схватилась за сердце - опять! Она уложила сына на диван, затем вернулась в прихожую, чтобы поставить обувь в шкафчик, и вдруг заметила на полу сложенный листок бумаги - это была квитанция из ломбарда. Зоя Владленовна скомкала ее в руке и заплакала. Надежды рухнули, ничего не изменилось, Юра снова стал пить и красть ее вещи. Внезапно в груди разлилась сильная боль, словно под ребрами оказался раскаленный кирпич. В глазах потемнело, и она без сил опустилась на пол...
Забота дороже денег
Первое, что Зоя Владленовна увидела, придя в себя, - огромные глаза, полные тревоги и участия. Надя улыбнулась, встретив ее взгляд.
- Слава Богу, вы очнулись, - обрадовалась она. - Сейчас я доктора позову...
- Скажите спасибо невестке, - сказал позже врач. - Она вовремя вызвала скорую, по сути, спасла вам жизнь.
Надя приходила каждый вечер после работы, приносила свежий бульон и фруктовые соки, рассказывала новости, аккуратно умалчивая о поведении Юры. Зоя Владленовна чувствовала, что невестка бережет ее, скрывает неприятные моменты.
Вскоре ее выписали из больницы, но предписали строгий постельный режим.
- Я прослежу, - пообещала Надя доктору. - Отпуск на работе возьму.
Она и правда взяла отпуск и превратилась в заботливую сиделку у постели больной свекрови. Зоя Владленовна привыкла к ее присутствию и больше не раздражалась. Напротив, ей становилось легче, когда Надя входила в комнату. Она много спала, набираясь сил, а когда просыпалась, обычно слышала звонкий голосок невестки:
- А я за курицей сбегала, пока вы спали. Сейчас суп сварю, а потом почитаю вам, если захотите.
Надя купала ее, расчесывала волосы, готовила диетические блюда и кормила женщину с ложечки, как маленькую. Зое Владленовне поначалу было неловко принимать заботу этой девушки, но Надя была такой доброй и участливой, так искренне старалась помочь, что неловкость вскоре ушла.
Юра редко заглядывал к матери, а когда все же появлялся, Зоя Владленовна с разочарованием видела - сын пьет, гуляет и живет точно так же, как и до женитьбы. Он часто не ночевал дома, Надя плакала, но скрывала свои переживания от свекрови и никогда не жаловалась. Но Зоя Владленовна видела - дело плохо и, скорее всего, их браку пришел конец.
Однажды из комнаты сына послышался шум, словно упало что-то тяжелое, а затем громкий раздраженный голос. Зоя Владленовна уже пробовала потихоньку вставать с постели, силы почти вернулись, поэтому ей не составило труда тихо подойти к двери комнаты сына.
- Я уже подал документы на развод, - сказал Юра. - Имей в виду, ты ни на что не можешь рассчитывать, даже не вздумай подавать в суд на раздел имущества.
- Я ни на что и не рассчитываю, - растерянно ответила Надя.
- Вот и хорошо. Забирай свои вещи и уходи.
- Но как же Зоя Владленовна? Ей уход нужен.
- Она и так скоро умрет, ты ей не поможешь.
- Как ты можешь так говорить? Она же твоя мать!
Зоя Владленовна больше не стала подслушивать. Женщина толкнула дверь и вошла в комнату. Юра и Надя стояли друг против друга, между ними на полу лежала Надина сумка с вещами. Лицо сына исказила злобная гримаса, невестка тихо плакала.
- Надя никуда не уйдет, - заявила Зоя Владленовна и обняла девушку за плечи. -Уйдешь ты.
Затем она вытащила из кармана связку ключей, протянула их сыну.
- Вырос ты, сынок. Живи теперь своим умом и в своей квартире, как ты всегда хотел.
- Как скажешь, - Юра криво усмехнулся, взял ключи и, насвистывая, вышел из комнаты, хлопнув дверью.
Зоя Владленовна вздохнула. Сына она потеряла, но это случилось не сегодня, а уже давно. Пора с этим смириться и жить дальше. Тем более что судьба подарила ей второй шанс - замечательную невестку, которая станет дочерью.