Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Школьная травля. Часть 2

Итак, мама решила перевести Полину в параллельный класс. Дочь она с мужем проинструктировала «быть сильной, не стелиться под окружающих, не прятать рисование». Говорили, что тогда у неё «будут друзья и над ней не будут издеваться». Издеваются же потому, что она не умеет себя вести и постоять за себя не умеет. (Виктимблейминг. Родители не хотят разбираться в ситуации и обвиняют ребёнка)

Чеснок Полина принципиально перестала есть, уринотерапию возненавидела и бросила. Полину стали бить мальчики из прежнего класса, практически каждый день и не по одному разу. Полина с опаской выходила на переменах из класса в коридор. На родительском собрании родители в новом классе сказали об этом Полининому отцу. Отец дома провел с Полиной беседу в стиле: «Как так?! Почему мне другие родители говорят, что ты боишься по школе ходить?! Ты и здесь не можешь себя вести как надо?» ( вместо защиты ребёнка, отец переходит в нападение. Приём: виктимблейминг)

В этом классе тоже была своя проблема, хоть никто никого и не травил. Там была рано созревшая во всех смыслах, особенно, в половом девушка Зина. Девушка была по-взрослому красивая, нравилась мальчикам из старших классов. Она была очень активная и общительная, новенькую сразу стала опекать. Семья была у нее большая, папа богатый, да ещё и большой начальник. У Зининой мамы не хватало сил ввести дочь в русло. Она могла только это «русло» подправлять, обсуждая с дочерью её парней и выслушивая её записи из дневника. Женщина понимала, что ругать дочь – мера неэффективная, дочь тогда перестанет ей доверять, отгородится и её поведение станет непредсказуемым. А маме лучше обо всем знать. Зина была школьной секс-бомбой пока ещё замедленного действия, но классный руководитель Марина Львовна отлично видела, что назревает катастрофа.

С секс-бомбой проблему решить трудно из-за её папы. Таких людей трогать в 90-е было нельзя (это авторитетный человек, да ещё и источник финансирования школьных ремонтов). А тут как раз новенькая пришла. Торчит, как восклицательный знак, всех раздражает, вызывая зависть своим рисованием. И ростом слишком высокая, выглядит старше.

Пазл сложился сам. Из-за болезней Полина год в школе пропустила и была «переростком». Она знала старших мальчиков, что Зинку воодушевляло и вызывало желание со всеми познакомиться. А также Зину интересовала пьющая и курящая компания из самого «нехорошего» класса, которую Полина тоже знала (успела и с ними поучиться).

Зина со всеми познакомлена. Всё становится совсем плохо и неподконтрольно. Зина уже прогуливается с компанией хулиганов. А Полина ходит в художку и делает уроки, мама у нее строгая, с мальчиками гулять не разрешает, да и вообще гулять нет времени.

Полина пригодилась и этому коллективу как нельзя лучше! За счёт неё классный руководитель решает вопрос секс-бомбы. Мама Зинаиды после разговора с классной жалуется родителям, что «слишком взрослая» Полина «влияет дурно» на ее наивную маленькую дочь (а они ровесницы). ( приём "нанимать летучих обезьян") Классная, в свою очередь, отцу Полины сказала «дочь у вас слишком взрослая» потом домой звонила, говорила, что Полина с дурной компанией связана.

Приближался день рождения Зины. Туда обычно звали чуть ли не весь класс. И уже за месяц до него говорили, что Полина не будет приглашена, потому что она «слишком взрослая». За неделю до празднества Зина по наущению своей матери позвонила домой Полине, чтобы та передала приглашение их общей подружке Марине. Полину, естественно, никто не пригласил. ( здесь задействован приём остракизм)

Далее события начали развиваться стремительно. У Полины начались сплошные тройки с двойками, как бы она ни старалась всё учить. ( опять же, остракизм) Родители её ругали. Когда она просила тетради с тречными работами, чтобы посмотреть ошибки и исправить, учителя ей тетради не давали. Дома папа говорил, чтобы она помогала классной, рисовала иллюстрации к школьным играм и материалы к соревнованиям, когда требуются. За рисунки Марина Львовна Полине оценки не ставила, но всем другим участникам игр ставила пятерки. ( приёмы: игнор+остракизм). Кончался триместр, выставляли оценки. Перед этим был педсовет, на котором не было только учительницы физики, потому что та болела. Оценки у Полины были такие: тройки по всем предметам и 5 по физике (не успели предупредить педагога). Дома сказали: «Вот и понимай!»

Что «понимать» - Полине было абсолютно неясно.

-2

Папа девочки даже один раз сходил к психологу знакомых, но без дочери. Психолог заочно рекомендовал девочке быть позитивной и найти положительные черты в своих одноклассниках и учителях. Сказал: «По-доброму надо к людям. Тогда и люди будут к ней добры. Что излучаешь - то и получаешь» ( психолог не разобрался в вопросе, заочно это сложно. Но он захотел красиво и умно выглядеть. Приём: говорение благоглупостей)

Хорошо, что здоровые инстинкты у ребёнка всё-таки были. В один прекрасный день девочка сказала: «Я в эту школу больше не пойду. И мне плевать, что будет!»

Родители в назидание рассказали Полине историю о том, как в одной из школ мальчика травили, принудили публично к оральному сексу после побоев. А дома ему велели быть сильным. Мальчик покончил с собой. "Вот какие родители бывают, А ты на нас бочку катишь! " ( приёмы: загашивание, увод в сторону)

Школу пришлось спешно менять. Придя в новую школу, Полина заклеила дневник так, чтобы старые оценки было не увидеть. Вместо троек почти по всем предметам стали пятерки.

В старой школе события развивались так: в классе под руководством Елены Петровны половина народу пошла поступать в художественную школу, кто-то поступил. Но возникла снова необходимость в козле отпущения. На эту роль подошел умный талантливый мальчик, который занимался фотографией. У него тоже были очень небогатые родители. Его начали травить за то, что он «выскочка» и «строит из себя умного». Родители перевели его в другую школу.

А в классе Марины Львовны Зина по-прежнему набирала обороты и через год пошла в разнос. Она проколола себе всё лицо пирсингом, набила тату, гуляла исключительно с молодыми людьми старше себя лет на семь. Её мини-юбки еле прикрывали ягодицы. И тут уже было не списать всё на кого-то другого.

Директор решила выставить Зину из школы, обозвав её «проституткой». Папины деньги и связи не помогли остаться в школе, на столько Зинаида оказалась яркой и незаурядной личностью.

В обоих случаях травля была инициирована классным руководителем. Героиня нашего повествования оба раза попадала на роль "козла отпущения". С помощью неё коллектив незатратно решал назревшие проблемы. Класс Елены Петровны имел неблагоприятный социально-психологический климат. А в другом классе была нетривиальная ситуация с вызывающим поведением девочки-подростка.

Автор: Александра Глебова