Найти в Дзене
Наташа Александрова

О лингвистических парадоксах II

В выпуске: своенравные глаголы, превратности судьбы ударений, загадки Колобка - муки нет, а масла вдоволь. Лингвистических парадоксов в русском языке очень много. Тот, кто вдумчиво читает любой текст, сталкивается с ними на каждом шагу. Недаром В.Я. Брюсов сказал о языке: "Мой верный друг! Мой враг коварный!" Поэту нравились "странные звуки" и "потаенные смыслы" слов. В них Брюсов прозревал волшебные мистерии, ведущие в загадочный и притягательный мир языка. Мир, полный парадоксов... Часть 1 здесь Сегодня мы начнем с грамматики. Она может показаться нудноватой, скучноватой, но это только на первый взгляд. Грамматика - есть бог ума (Л. Лосев). Грамматическое расследование, как правило, захватывающий детектив, только исследователь ищет не преступника, а пытается увидеть и объяснить особенности какого-либо языкового феномена. Поговорим о глаголах. "Глаголов русских толкотня вконец заторкала меня..."- это тоже Л. Лосев. С глаголами справиться не так-то легко, но мы попробуем.

В выпуске: своенравные глаголы, превратности судьбы ударений, загадки Колобка - муки нет, а масла вдоволь.

Лингвистических парадоксов в русском языке очень много. Тот, кто вдумчиво читает любой текст, сталкивается с ними на каждом шагу.

Недаром В.Я. Брюсов сказал о языке: "Мой верный друг! Мой враг коварный!" Поэту нравились "странные звуки" и "потаенные смыслы" слов. В них Брюсов прозревал волшебные мистерии, ведущие в загадочный и притягательный мир языка. Мир, полный парадоксов...

Часть 1 здесь

Сегодня мы начнем с грамматики. Она может показаться нудноватой, скучноватой, но это только на первый взгляд. Грамматика - есть бог ума (Л. Лосев). Грамматическое расследование, как правило, захватывающий детектив, только исследователь ищет не преступника, а пытается увидеть и объяснить особенности какого-либо языкового феномена.

Поговорим о глаголах. "Глаголов русских толкотня вконец заторкала меня..."- это тоже Л. Лосев. С глаголами справиться не так-то легко, но мы попробуем.

Что такое глагол? Это часть речи, как существительное или прилагательное, то есть грамматическая категория, но ведь это и часть нашей речи. Второе значение лексемы - "слово", божественная основа мира. В начале было слово, в начале был - глагол. Хотя в начале, наверное, все-таки - существительное, недаром Адам в раю занимался тем, что давал названия предметам.

А что парадоксального можно обнаружить в глаголе? Много всего...

Всем хорошо известно, что глаголы бывают 1 и 2 спряжения. Определить спряжение не так уж трудно - это можно сделать по окончанию глагола. Если окончание безударное, то по инфинитиву.

Надо твердо выучить исключения - пожалуй, всё. Не забыть про "зыбиться, зиждиться".

Правда, есть еще разноспрягаемые глаголы "хотеть, бежать" и глаголы особого спряжения -"есть, дать" и их производные.

Брезжить - об этом глаголе надо говорить отдельно.

В свободном доступе: яндекс-картинки.
В свободном доступе: яндекс-картинки.

Кажется, всё ясно, точно, просто и понятно. Но вопросы все-таки возникают. К примеру, как писать слово - "глаголет" или "глаголит"? По правилу, мы должны поставить глагол в неопределенную форму. Но и здесь появляются неясности - а как звучит инфинитив: "глаголить" или "глаголеть"?

И выясняется, что оба варианта неправильные. Словарь дает другую форму, не совсем привычную для современного человека, - "глаголать". Значит, перед нами глагол 1 спряжения и, соответственно, надо писать "глаголет, глаголют". А форма прошедшего времени - не "глаголел" или "глаголил", а, опять-таки в соответствии с правилом, "глаголал". Несколько неожиданно, зато правильно. Но сразу и не догадаешься.

Глагол "чтить" поначалу вообще никаких сомнений не вызывает. И что тут сомневаться? Окончание ударное, инфинитив - чтить. Вне всякого сомнения, это глагол 2 спряжения. Спрягаем. Чту, чтишь, чтит, чтим, чтите. Дошли до 3 лица множественного числа. Как будто бы надо использовать слово "чтят": это соответствует правилу. А может быть, все же правильно "чтут"? Это звучит как-то привычнее.

В свободном доступе: яндекс-картинки.
В свободном доступе: яндекс-картинки.

Выясняем, что допустимы оба варианта.

Почему? Оказывается, в русском языке есть устаревшая форма глагола - честь (как плесть-плести: плесть кружева, плесть лапти, плесть истории; весть - вести). Честь - признавать, считать, почитать, читать. И у этого глагола есть законная форма - чтут. Поэтому обе формы признаются литературными и, соответственно, правильными. Кстати, форма прошедшего времени - чел, чла, чли. Тогда не прихоть чли — закон (Г.Р. Державин).

Есть три глагола с этим же корнем, которые могут вызвать вопросы: счесть, учесть и почтить. Глаголы "счесть" и "учесть" относятся к 1 спряжению, поэтому имеют в 3 лице множественного числа только формы - сочтут и учтут, форм сочтят и учтят нет. А вот глагол почтить по аналогии с чтить имеет формы - почтут и почтят, как бы странно (может быть) они ни звучали.

Был ещё один глагол, тесно связанный с разобранным, - честить. Парадоксальность его в том, что поначалу он означал - оказывать честь, уважение, радушно, с почестями принимать в гостях, но со временем значение слова полностью изменилось: в современном языке "честить" - бранить, ругать, оказывать непочтение.

-4

В языке меняется все, не только значения слов и их формы, но и ударения. На ударения чаще всего оказывает влияние разговорная форма. Так возникло двойное ударение в словах творог, генезис, ржаветь, петля, баржа. Впрочем, в словарях можно встретить разночтения. Так, в некоторых зафиксирована только одна форма слова дОгмат, которая является литературной, в других словарях дается двойное ударение.

Наверное, все помнят, какой шум поднялся из-за слова йогурт. Некогда литературная норма йогУрт во многих словарях сегодня не указывается, литературной стала прежде разговорная - "йОгурт".

Иногда ранняя норма указывается как устаревшая. В XIX веке и в начале ХХ века слово "фольга" произносилось с ударением на первом слоге - фОльга. Это и была литературная норма. Она сохранилась в стихотворных произведениях:

Певец Онегина один

Вас прославлять достоин, Ольга,

Его стихи блестят, как злато, как рубин,

Мои ж ― как мишура и фольга.

А. А. Дельвиг. «Певец Онегина один...» (1827-1831)

Футлярик с оторочкой

Из фольги слюдяной,

С глазком ― холодной точкой,

Прозрачно-ледяной.

Г. А. Шенгели. Калейдоскоп : «Премилая игра нам...» (1942)

Озолотите ее, осчастливьте, ―

И не смигнет, но стыдливая скромница

В фольге лиловой и синей финифти

Вам до скончания века запомнится.

Б. Л. Пастернак. Вальс со слезой (1941)

Во второй половине ХХ века ударение вдруг перемещается на второй слог. В сороковые-пятидесятые годы слово крайне редко употребляется и в прозе, и в поэзии; в шестидесятые - довольно часто в научно-популярной литературе, в поэзии почти не встречалось. В семидесятые-восьмидесятые поэты словно заново оценили живописные возможности слова, и оно опять зазвучало в их произведениях.

Какое блаженство, что блещут снега,

что холод окреп, а с утра моросило,

что дико и нежно сверкает фольга

на каждом углу и в окне магазина.

Б. А. Ахмадулина. «Какое блаженство, что блещут снега...» (1974)

Пришиты к лицу неслыханные

Буркалы из фольги,

И даже в череп напиханы

Искусственные мозги!

И. В. Елагин. Чучело : «Вот я качаюсь -- чучело…» (1976-1982)

А соседский Васька-кот

Спрячет цап-царапки.

Звон-фольга, как серебро.

Розовые банты.

А. Н. Башлачев. Рождественская : «Крутит ветер фонари...» (1984)

В современных словарях литературная норма - фольгА, фОльга указывается как устаревшая форма.

И в конце несколько слов о языке художественных произведений. Речь пойдет о сказке "Колобок". Её читают и рассказывают совсем маленьким детям. Но положа руку на сердце - все ли слова в этом простом тексте нам понятны?

В начале сказки (в переложении А.Н. Афанасьева) говорится: "Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригорошни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить".

К.Д. Ушинский рассказывает сказку немного по-иному: "Эх, старуха, по амбару помети, по сусечкам поскреби – вот и наберется.

Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть".

Положим, все знают, что такое амбар. В России это деревянная постройка для хранения зерна, муки и других продуктов питания, а также каких-либо непродовольственных товаров.

Это амбар, в глубине - сусеки с открытыми крышками. Фотография с сайта https://amour.tourister.ru/photoalbum/36584. В открытом доступе: яндекс-картинки.
Это амбар, в глубине - сусеки с открытыми крышками. Фотография с сайта https://amour.tourister.ru/photoalbum/36584. В открытом доступе: яндекс-картинки.

А вот что такое сусеки, так с ходу вряд ли кто скажет. Смотрим в словаре: отгороженное место в зернохранилище или амбаре для ссыпания зерна или муки ◆ Перед ней на дворе стояли рядом амбар с сусеками для овса, крупы и всякого другого снадобья, сарай с сеновалом наверху и конюшня… (Ф.И. Буслаев, «Мои воспоминания», 18). Словари дают пометки - слово это диалектное, устаревшее.

Нетрудно догадаться, что такое короб, слово одного корня с коробкой - это большая корзина из луба, бересты, дранки; ларь, ящик.

В свободном доступе: яндекс-картинки.
В свободном доступе: яндекс-картинки.

На этой иллюстрации все почти соответствует тексту сказки: в руках старушки перо, которым она по коробу поскребла (хотя не совсем понятно, как она скребла мягким пером, видимо, использовала острую часть) и добыла две пригоршни муки.

В свободном доступе: яндекс-картинки.
В свободном доступе: яндекс-картинки.

Интересно, почему в этой иллюстрации художник изобразил около сусека в амбаре веник? Похоже, он ориентировался на текст Ушинского, но неужели предполагал, что старуха веником мела пол в амбаре, чтобы собрать немного муки? Мести крылышком по амбару- это несколько странно и очень неудобно. Конечно, мести означает (по Далю) сгребать соръ, пыль; спа'хивать или смахивать вuникомъ, щоткою, крыломъ, но мука не сор или пыль, в сказке явно имеется в виду значение смахивать крылом остатки муки.

Но это еще не все загадки простой сказки. Колобок замешивают на сметане и жарят в большом количестве масла, значит, корова у стариков, скорее всего, была. Видимо, события происходят в начале лета, когда запасы муки приходят к концу, а вот в молочных продуктах недостатка нет.

А что значит выражение "в масле пряжон"? В словаре Даля пряжить - жарить в масле. Не на масле, а в масле. В кулинарной энциклопедии Похлебкина о пряжении говорится следующее:

Пряжение — наиболее древний вид жарения в русской кухне. Он возник в конце XV — начале XVI века. Самого слова «жарить» не существовало в русском языке до XVI века, а говорили — «пряжить» и жареное называли «пряжмо».
Пряжение происходит сразу же в толстом слое перекаленного масла — не менее одного сантиметра толщиной, а то и полутора-двух сантиметров. Решающее условие пряжения то, что пищевой продукт опирается на дно посуды, лежит на нем, жарится, хотя и окружен со всех сторон маслом.


Выходит, наш колобок - это и не колобок вовсе, а какой-то пончик? Правда, на иллюстрациях никакой посуды в печке мы не видим, а она была непременным условием пряжения.

В свободном доступе: яндекс-картинки. Наверное, и огня не должно быть.
В свободном доступе: яндекс-картинки. Наверное, и огня не должно быть.

Мне попалась только одна иллюстрация, где изображено нечто, похожее на сковородку.

В свободном доступе: яндекс-картинки.
В свободном доступе: яндекс-картинки.

Но для пряжения нужна была не сковорода, а особая посуда - казанки с полукруглым дном и толстыми стенками. Постепенно пряжение уступило место другим видам жарения. Это было связано с несколькими причинами. При пряжении использовалось очень много масла, поэтому бедность крестьян заставляла их использовать более дешевые способы жарения; постепенно исчезала специальная посуда для пряжения и рецепты перекаленного масла. Так ушло в прошлое пряжение, а вместе с ним и слово. Впрочем, в литературе XIX века еще встречаются слова пряженцы и пряглы - пирожки, которые жарят в большом количестве масла.

В некоторых вариантах сказок встречаем строчку - на сыром масле пряжон.

Продолжение здесь

Сырое масло - это масло подсолнечное, которое в России начали использовать только после 1830 г. Видимо, это более поздние варианты сказки.

#языкознание #образование #школьные знания #культура #история языка #язык художественных произведений