После отпуска плотно стоят консультации по профориентации. И у меня, извините, пригорает уже вторую неделю. Я все хожу, хожу, думаю про то, что дети говорят на встречах. У меня есть план ведения консультации. Я спрашиваю про:
- Цели. И тут возвращаемся к посту про разговоры, с детьми никто не разговаривает о будущем, не о профессии, образовании, вузе и так далее, а именно о БУДУЩЕМ: как ты себя представляешь, когда будешь взрослым? Не «кем ты работаешь?» А как ты себя представляешь. Что тут: детям часто (!!!) страшно думать о будущем, там нет ничего конкретного, не видно ничего - в этом есть причины и лежат они в особенностях общения со значимыми взрослыми - рекомендации даю каждой семье в отдельности, что и как нужно обсуждать с детьми, чтобы не бояться будущего и периодически туда заглядывать)
- Школу. ******* слов нет, одни эмоции. 9 из 10 на вопрос: «Что тебе нравится в школе?» отвечают: «Общаться с друзьями и больше ничего!» Вариаций на тему «общаться» - масса: проводить время на перемене, узнавать новое, обмениваться инфой, о себе рассказывать, в столовку ходить, в туалете что-нибудь делать (вопрос со звездочкой: почему в туалете?). Острейшая потребность в общении (что нормально и соответствует требованиям возраста) и почти полный отказ от положительной оценки предметов, которые есть в школе. Нет, конечно, есть дети, которые называют разные уроки. Но с оговоркой в 100% случаев: там учительница нормальная, не орет на нас, не унижает (ЧТО???!!!), объясняет все доходчиво, у нее спросить можно, с юмором, открытая в общем. А если учитель не такая? То и предмет идет по одному месту и, как я пишу часто, у ребенка закрыт доступ к той или иной науке. А ведь там могла бы быть зона роста…
- Идеальную школу. Это я такой прием придумала, когда дети представляют себе, что все преподаватели, как любимая учительница и вообще атмосфера прекрасная: ни заборов, ни рамок, никто не орет, дети в поддерживающей атмосфере, да и сами спокойные. Вот тогда, в этой школе - какие предметы ты бы выбрал(а), чтобы погрузиться в ни? Не для экзаменов, не для зачетов, не потому что «я должен», а потому что ТЕБЕ интересно. Вопрос, повергающий часть детей в кому: «Мне интересно?!» А так МОЖНО В ШКОЛЕ? Чтоб не «надо», а чтобы «хочу». И оказывается тут есть и интерес к некоторым предметам.
- Кружки. С детства многие дети ходят «в драмкружок, кружок по фото, а еще и петь…» и рисовать, и на спорт (несколько секций). А потом? Как будешь использовать полученные знания? Да никак. Я ж не спортсмен (не художник/актер/фотограф/певец/музыкант). Разбираем… оказывается, много навыков и умений получено и они точно пригодятся.
- Увлечения. Манга? Почему, что нравится? Музыка? А в ней что? Сам рисуешь? Круто! Почему нравится.
И вот так, слово за словом, собираем с детьми картинку. Но я хотела про школу. Но про школу я хочу много и долго говорить. Отдельно. В грядущем потоке курса «Самостоятельный ребенок», в самом начале, у меня будет блок, посвященный школе. Что делать, если ребенка ну никак не получается вдохновить на знания? Что делать, если он ну никак не хочет «браться за голову?» Спойлер: дело не в нем, не в ребенке. Дело в школе, во взрослых, которые рядом с ребенком. И вот в этом будем разбираться. А чтобы было понятно о чем мы будем говорить в курсе, в этом блоке, я проведу эфир (пока думаю, где именно проведу, но вы точно не пропустите, если вы тут и следите за каналом). Скорее всего, эфир будет в воскресенье и будет эмоциональный. Можно под этим постом задать вопросы, касающиеся школы - отвечу в эфире. Если хотите на профориентацию - заполняйте форму предзаписи. До школы немного времени остается, скоро начнутся собрания и старшеклассникам надо будет выбрать экзамены, которые сдавать. Поэтому жду на встречах.