Всем зашедшим - привет! Сегодня я начинаю новый цикл заметок в новой для себя области, а именно - в военной авиации. И начать я решил с самолёта, ставшего весьма и весьма значимым не только на разных этапах Великой Отечественной войны, но и оказавшим влияние на советскую авиацию в целом. Сегодня речь пойдёт про "Ишачок" И-16.
И-16, разработанный в ЦКБ-39 под руководством Николая Поликарпова в 1932 году, стал одним из первых в мире серийных истребителей-монопланов с убирающимся в полёте шасси. Разработка самолёта веласьь в инициативном порядке, первые проработки по "скоростному истребителю-моноплану" были выполнены в 1932 году. Приблизительно в это же время в конструкторском отделе Сектора опытного самолётостроения (КОСОС) под общим руководством А. Н. Туполева бригадой Павла Осиповича Сухого создавался И-14 - цельнометаллический скоростной истребитель, в качестве аналога которого и задумывался И-16. В середине 1933 года в связи с трудностями в доводке И-14, руководство ВВС СССР обратило внимание на инициативный проект Поликарпова, получившего название ЦКБ-12. И-16 имел ощутимое преимущество - его конструкция была деревянно-металлической, а обшивался самолёт фанерой, что в перспективе сильно упрощало массовый выпуск по сравнению с цельнометаллическим И-14, и при этом "Ишачок" имел несколько более высокие лётные характеристики. Так И-16 получил дорогу в жизнь.
Первый полёт прототипа был выполнен 30 декабря 1933 года знаменитым лётчиком-испытателем Валерием Чкаловым. Государственные испытания двух прототипов начались уже через два месяца, в феврале 34-го. Поднимали их в воздух Владимир Кокинакки и Василий Степанчонок. Самолёт был достаточно сложен в управлении - действительно, "бочка с крылышками" внешне напоминает не серийный истребитель, а какой-нибудь самолёт для установки рекордов скорости - например, Gee Bee Model R. Это гоночный самолёт, появившийся в то же время и выполненый аэродинамически неустойчивым - в 30-е годы существовала теория, что такой самолёт будет более маневренным. На деле же это создавало большие трудности для лётчиков, и по результатам докладов лётчиков-испытателей специальным приказом пилотировать И-16 было разрешено только наиболее опытным лётчикам. Испытания, имитирующие реальные условия эксплуатации были проведены в Крыму на аэродроме в Каче, и 1 мая самолёт был продемонстрирован широкой публике в полёте над Красной площадью.В 1935 году демонстрировался на Международной авиационной выставке в Италии в Милане. В конце 1936 года истребители начали поступать в Испанию, где полным ходом шла гражданская война. Самолёты поставлялись в рамках международной помощи Испанской республике, где оставались в строю аж до 1953 года.
50 самолётов эталонной серии были произведены в Москве, а серийное производство было налажено на заводе номер 21 в городе Горьком, где с 1935 по 1941 год были построены практически все И-16. С 37 по 41 И-16 также строились в Новосибирске и Ростове-на-Дону (41-42 годы). Всего за 8 лет серийного производства (1934-1942 г.г.), было произведено 10292 истребителя И-16 различных модификаций. Пик производства пришелся на 1940 г. (свыше 2000 самолетов). Кроме РККА, И-16 состоял на вооружении: Испании (до 400 самолетов), Гоминьдановского Китая (82 поставленных СССР и 30 собственной сборки), Испании — от 293 до 422 самолётов, поставленных из СССР, 14 самолётов собственной сборки
ВВС националистической Испания — 52 трофейных самолёта. Наиболее долгая эксплуатация (до 1953 г.)
ВВС Гоминьдана — не менее 82 самолётов советской постройки, около 32 собственных копий
Люфтваффе — несколько сотен трофейных машин.
ВВС Финляндии — 7 трофейных самолётов
ВВС Королевства Румыния — 16 трофейных самолётов
ВВС Японии — 3 трофейных самолёта
ВВС Польши — 4 самолёта
ВВС Монголии — 30 самолётов.
Список модификаций приведу из открытых источников:
- ЦКБ-12 — прототип. Изготовлен на заводе №39.
- ЦКБ-12П (И-16П) — прототип пушечного истребителя. Изготовлен на заводе №39.
- ЦКБ-18 — опытный штурмови с увеличенным размахом крыльев, бронезащитой кабины пилота, 4 крыльевыми пулемётами ШКАС или ПВ-1, бомбовым вооружением. Изготовлен в 1935 году.
- ЦКБ-29 (СПБ, «изделие164») — скоростной пикирующий бомбардировщик. Изготовлен в 1936 году.
- И-16 тип 4 (ЦКБ-12бис) — первый серийный вариант. Оснащался мотором М-22. Вооружение состояло из 2 крыльевых пулемётов ШКАС. Выпускался в 1934-1935 годах на заводах №39 и №21. Изготовлено 400 экземпляров. В 1934 году на заводе №21 выпускались самолёты И-5, ХАИ-1 и И-14. И-16 стал четвёртым типом, откуда и пошло его официальное обозначение.
- И-16 тип 5 — самолёт с двигателем М-25 (лицензионный Райт «Циклон» F-3). Капот двигателя оснащён лобовыми жалюзи, изменён механизм уборки шасси. Поставлялся в Испанию и Китай.
- И-16 тип 6 — истребитель с 3 пулемётами ШКАС (1 синхронный в нижней части фюзеляжа). В 1937 году на заводе №21 изготовлено 30 самолётов.
- И-16 тип 9 — штурмовик. Вооружение состояло из 6 пулемётов ШКАС. Испытывался в конце 1937 года.
- И-16 тип 10 — истребитель с 4 пулемётами ШКАС (2 синхронных в верхней части фюзеляжа). Оснащался форсированным двигателем М-25В и посадочными щитками. В зимнее время могли устанавливаться лыжи. Поставлялся в Испанию и Китай. В Испании часть самолётов (эскадрилья №4 под командованием А.Ариаса) была оснащена американскими двигателями Райт «Циклон» F-54 и кислородными приборами. Всего изготовлено 934 самолёта.
- И-16 тип 11 — штурмовик с неубирающимся шасси. Разработан на заводе №21.
- И-16 тип 12 — истребитель с пушечным вооружением. Оснащался 2 крыльевыми пулемётами ШКАС и 2 пушками ШВАК. Выпускался на заводе №21 в 1937-1938 годах.
- И-16 тип 17 — пушечный истребитель. Отличался размещением пулемётов ШКАС в фюзеляже и форсированным двигателем М-25В. Выпускался в 1938 году на заводе №21. Изготовлено 314 самолётов.
- И-16 тип 18 — истребитель с двигателем М-62. На заводе №21 в 1939 году изготовлено 177 самолётов. В тип 18 переоборудовано 134 ранее выпущенных И-16. Впервые применён на Халхин-Голе.
- И-16 тип 19 — вариант И-16 тип 10 с крыльевыми пулемётами СН. Выпускался с 1939 года.
- И-16 тип 20 — истребитель сопровождения с подвесными баками. Прошёл испытания в 1939 году.
- И-16 тип 24 — истребитель с двигателем М-63. Вооружение состояло из 4 пулемётов ШКАС. Выпускался на заводах №21 и №153.
- И-16 тип 27 — пушечный истребитель с двигателем М-62. Изготовлено 59 самолётов.
- И-16 тип 28 — пушечный истребитель с двигателем М-63. Изготовлено 293 самолёта.
- И-16 тип 29 — истребитель с 12,7-мм пулемётом БС и 2 синхронными ШКАС. Выпускался с 1940 года.
- И-16В — высотный. Отличался наличием турбокомпрессора. На заводе №156 переоборудовано несколько самолётов.
- И-16П — пушечный. Отличался двигателем Райт «Циклон». Вооружение состояло из 2 синхронных пулемётов ШКАС и 2 пушек ШВАК. Переоборудован из И-16 тип 5.
- И-16П (ЦКБ-12П) — пушечный. Отличался установкой 2 пушек в торцах центроплана. Переоборудован из И-16 тип 10.
- И-161 — модернизированный. Вооружение состояло из 4 крыльевых пулемётов ШКАС и 4 20-кг бомб. Разработан в 1935 году.
- И-161 (второй) — облегчённый вариант И-16. Разработан в 1937 году.
- И-163-1 — эталон 1937 года. Отличался посадочными щитками. Масса снижена до 1600 кг.
- И-163-2 — вариант с посадочными щитками увеличенной площади.
- И-164 (И-16с) — истребитель сопровождения (сопроводитель). Оснащался двигателем М-25В и 2 дополнительными топливными баками. Испытывался в феврале 1938 года.
- И-165 (И-16бис) — модернизированный. Отличался двигателем М-62, новой конструкцией крыла, имненённой формой фюзеляжа, новым капотом двигателя и дополнительными топливными баками. Изготовлено 2 самолёта.
И-166 — облегчённый до 1383 кг. Отличался двигателем М-25В, капотом NASA с регулируемой задней щелью и лобовым кольцевым маслорадиатором.
- УТ-2 (8211) — учебно-тренировочный (опытный). Отличался двухместной кабиной с общим фонарём. Разработан в начале 1935 года на заводе №21. Изготовлено 3 самолёта.
- УТИ-2 тип 14 — серийный учебно-тренировочный. Отличался раздельными кабинами и неубирающимся шасси. Оснащался двигателем М-22. Выпускался в 1935-1937 годах на заводе №21.
- УТИ-3 — учебно-тренировочный с двигателем М-58 (опытный). Построен и испытан в 1935 году.
- УТИ-4 тип 15 — учебно-тренировочный с двигателем М-25. Отличался убирающимся шасси. Выпускался на заводах №21, №153 и №458. Изготовлено 3189 самолётов.
- УТИ-4Б тип 15Б — боевой вариант УТИ-4. Вооружение состояло из 2 крыльевых пулемётов БС, 6 РС-82 и 2 50-кг бомб. Вторая кабина закрывалась дюралевым колпаком. Разработан на заводе №458 (эвакуированном в Баку) в 1941 году.
- C.8 — испанский вариант И-16. Вооружался 2 крыльевыми пулемётами ШКАС. Занимал промежуточное положение между типами 5 и 10. В 1938-1939 годах изготовлено 14 самолётов. Находился на вооружении в ВВС Испании до 1953 года.
- «Чжун 28-Цзя» — китайский вариант И-16. Отличался двигателем Райт «Циклон» R-1820-F, обшивкой из бамбука. В 1938-1939 годах изготовлено 3 истребителя и 30 двухместных учебно-тренировочных самолётов.
И-16 во время Великой Отечественной Войны.
К началу Великой Отечественной войны И-16 продолжал оставаться одним из самых массовых истребителей в РККА. Так из 4226 истребителей ВВС западных приграничных округов 1635 единиц приходилось на долю И-16. Кроме того, 344 И-16 числилось в составе авиации Балтийского, Черноморского и Северного флотов. Судя по этим официальным цифрам архива Министерства Обороны СССР, И-16 составляли 26% от других типов истребителей. На И-16 в начале войны воевал ряд известных в дальнейшем летчиков. Так, до осени 1941 г. четырнадцать воздушных побед на И-16 одержал старший лейтенант Б. Ф. Сафонов. На И-16 же в августе 1941 г. совершил свой знаменитый ночной таран младший лейтенант В. В. Талалихин. При всем этом, И-16 оставался сложным для лётчиков - в первые месяцы около 40% потерь были не боевыми - самолёты разбивались на взлёте и посадке. Но даже при этом на момент начала войны И-16 был освоен личным составом лучше, чем поступавшие в строевые части Миг-и, Як-и и Лагг-и.
В первый день войны на аэродромах было уничтожено 900 самолётов, к вечеру это число возросло до 1200. Однако, при таких печальных цифрах (уже через полмесяца после начала военных действий полки западных дивизий имели лишь по 15-20 боеспособных машин), в воздухе всё было несколько иначе: по общей статистике боевых вылетов, в воздушных боях на И-16 побед было больше, чем у немецких захватчиков.
Вообще И-16, управляемый умелым пилотом, был опасным противником - в 1942 году количество боевых потерь И-16 было меньше чем у других истребителей, состоящих на вооружении советских ВВС. Немецкие летчики, воевавшие на Восточном фронте, вовсе не считали И-16 легкой добычей. Хотя они могли почти всегда навязать пилоту «ишачка» свою инициативу в воздушном бою, тем не менее маневренного боя с русским ветераном старались избегать. В своем кругу немцы обычно говорили, что не нужно загонять крысу в угол. Имелось в виду, конечно же, бытующее еще с Испании прозвище самолета «Рата» — «Крыса». В случае, если пилоты «мессершмиттов» изменяли этому принципу, результат схватки мог оказаться для них весьма болезненным.
И-16 были выведены из эксплуатации в 1944 году, когда в частях уже не было недостатка в современных истребителях, создаваемых Яковлевым, Лавочкиным и другими. И И-16 остался в памяти как самолёт, взявший, по сути, на себя основной удар немецкой авиации в первые, тяжелейшие месяцы войны, выдержавший его и подтвердивший своё полное право на жизнь. И-16 показывал результат, даже сражась с машинами, превосходящими его по своим лётным характеристикам, и, кто же знает, как бы обернулась судьба, не появившись в 1933 году этот забавный, бочкообразный самолётик с маленькими крылышками.