Юго-Восточная железная дорога удивила! На вокзале Воронеж-1 под открытым небом открыт настоящий музей. Его экспозиции позавидовали бы многие другие музеи железнодорожной техники. Но самое интересное – музей бесплатный и работает круглосуточно.
Я посетил музей, когда возвращался в Москву на одном из поездов южного направления, который имел в Воронеже часовую стоянку. Если ваш поезд стоит в Воронеже хотя бы полчаса, вы успеете его увидеть. Но обычно все проходящие поезда стоят в Воронеже дольше.
Правда, что большинство поездов проходят Воронеж через станцию Придача (Воронеж – Южный). Вам же нужна именно станция Воронеж-1!
Я покажу наиболее интересные экспонаты. Те, что успел сфотографировать и осмотреть сам.
Рельсовый автобус РА1 с номером 002. Он был выпущен в 2002 году и является одной из трех экспериментальных моделей. Тем не менее, он работал с пассажирами на Северной железной дороге. Всего с 1997 по 2006 годы было построено 132 единицы РА1.
Головной вагон электропоезда ЭМ9-005. Выглядит современно, но на самом деле это вагон электропоезда ЭР9П-213, построенного в 1967 году на Калининском вагоностроительном заводе (ныне в Твери). Поезд состоял из восьми вагонов. В 2002 году прошел капитально-восстановительный ремонт на Даугавпилсском локомотиворемонтном заводе (Латвия), после чего превратился в ЭМ9-005. Работал на Юго-Западной, Московской и Юго-Восточной железных дорогах.
Следующий экспонат – зеленая кругломордая электричка – ЭР9П, представленная головным вагоном 01 и моторным вагоном 02. Такие электрички выпускались на Рижском вагоностроительном заводе с 1964 по 1975 год, этот экземпляр был построен в 1965 году. В 2004 году прошел модернизацию с продлением срока службы на Красноярском ЭВРЗ.
Автомотриса АЧ2-031 была произведена в Чехословакии в 1988 году. В целом, такие мотрисы производились с 1984 по 1990 годы. Их было выпущено 122 шутки. Мотрисы использовались не только для служебных нужд, но и в регулярном пассажирском сообщении. Салон вмещал в себя 67 мест для пассажиров. К автомотрисе для увеличения пассажировместимости могут быть присоединены один или два прицепных вагона на 123 места каждый, в результате чего получался состав, аналогичный дизель-поезду.
ЧС4 — это первый пассажирский электровоз для линий с переменным током. Электровоз с номером 224 был построен в 1972 году на заводе «Skoda» в городе Пльзень (Чехословакия). Работал в локомотивном депо станции Россошь.
«Главным отличием от предшественников стал блочный лёгкий стеклопластиковый кузов, созданный чехословацким дизайнером Отакаром Дибликом. Значительные размеры лобовых стёкол с толщиной, увеличенной до трёх сантиметров, характерные очертания стёкол прожектора и буферных фонарей, округлые обводы стеклопластиковой обшивки – всё это создавало неповторимый облик электровоза. Легкий кузов значительно снижал вес электровоза, а значит и нагрузку на ось, что позволяло не ужимать вес оборудования. Экономическая выгода была от этого колоссальной, отпала необходимость строить мощные электровозы в двухсекционном исполнении», – говорится в карточке экспоната в группе музея.
Электровозы, паровозы и вагоны – не единственных экспонаты коллекции. Здесь есть и элементы железнодорожной инфраструктуры. Например, настоящий двукрылый семафор 1938 года выпуска. Он работал на станции Яничкино Московской железной дороги.
Есть в музее уличный репродуктор, станционный колокол, образцы рельс и даже реплика велосипеда-дрезины, созданного в 1877 году инженером Николаем Ренкулем для передвижения по железным дорогам.
Автомотриса АС-1А.2 «Уралочка» выпускалась на Пермском мотовозоремонтном заводе и находилась в эксплуатации в Таловской дистанции пути ЮВЖД. Использовалась для перевозки рабочих при выполнении путевых и строительных работ на участках железнодорожного пути, для инспекционных выездов на линию. Год выпуска музейщики не указывают, но известно, что в 2003 году она прошла капитальный ремонт и модернизацию.
Про все экспонаты рассказать нет возможности. Вот еще несколько фотографий, собранных в галерею.
И еще пара фотографий самого вокзала Воронеж-1.
Очень симпатичный, кстати, вокзал. Надо туда вернуться. А это – экскурсия от РЖД: