Вели ли вы в детстве дневник? Тайный, личный, в котором отмечались победы и поражения, радости и горе, любовь, ревность, обида, мечты и разочарования? А хотелось почитать чужие дневники? Дневники, разумеется, литературные – настоящие без спросу, конечно, читать нельзя. Но… хороший литературный дневник всегда оставляет ощущение, что написал его не взрослый писатель, а просто школьник – и, может быть, такой же сидел рядом с вами за партой, или вы играли в одной команде в волейбол, а может быть, это был ваш сосед по даче…
Три дневника, три подростка, три страны и три разных истории. Но объединять их будет некоторое присутствие политики (что в девичьих дневниках попробуй найди!) и… проблемы полового созревания, сносящие крышечку у закипающего чайника с буйными юношескими гормонами. Ах да, и ударная доза юмора – в том числе и ниже пояса. Так что давайте договоримся – те, кто предпочитает книжки о чистой дружбе сейчас пойдут почитают что-нибудь более возвышенное. Я вас честно предупредила))
Ну а тем, кто решился, я представляю Костю Рябцева (15 лет, СССР, Единая трудовая школа, 1923-1924 учебный год), Адриана Моула (13 лет и 9 месяцев, Англия, государственная школа, 1982-1983гг.) и Малька (он же Джон Мильтон, 13 лет, ЮАР, 1990 год).
Николай Огнев, «Дневник Кости Рябцева»
Костя Рябцев, ученик школы второй ступени, парень вполне пролетарского происхождения: отец у него портной, а матери нет. С ходу читатель попадает в бестолковую экспериментальную советскую школу, которая учится по Дальтон-плану – это когда уроков нет, а есть лаборатории. Ученики получают задания, учителя консультируют, затем ученики сдают зачёты. Ясное дело, ничего дельного из этого не получается – и школа постоянно бузит и бушует.
Послереволюционный максимализм перемешивается в Косте во взрывоопасную смесь – то он конфликтует со шкрабами-учителями, то погружается в общественную жизнь. Все споры 20-х проходят через Костину голову и выливаются в дневник: как относиться к мировому культурному наследию? (Есть, конечно, буржуазная ерунда, а «Гамлет» штука хорошая, и Костя вполне успешно играет Лаэрта на школьной сцене, хотя пересказ пьесы в интерпретации подростка заставит вас посмеяться).
Можно ли танцевать? (Танцы – дело не комсомольское и вообще буржуазные штучки).
Надо ли здороваться со шкрабами? (Костя считает, что это буржуазный пережиток)
Можно ли дружить мальчикам с девочками? (Можно!)
Что делать с «половым вопросом»?!
«Дневник Кости Рябцева» полон примет времени: тут найдется место «лимонам» и «лимардам» заката НЭПа, беспризорникам, нюхающим марафет и ворующим кошельки и сумочки, первым пионерским отрядам и комсомольским ячейкам, особенным словечкам, бывшим в ходу в 20-е.
А ещё девчонки… Костя дружит с Сильфидой-Евдокией Дубининой и пытается убедить себя, что это «просто дружба», но в Костю влюблена Лина Г., которая ему не нравится, а тут ещё непонятные чувства Чёрной Зои и взрослая Мария, которая к Косте «липнет»…
...Костю смущает рассказ товарища о том, что на фабрике с «половым вопросом» проще некуда – подойдешь к девчонке, спросишь, хочет ли она с тобой гулять. Если хочет – согласится, а нет – так повернётся спиной. Как гулять? А «по-настоящему, как муж с женой». После этого разговора Костя совсем не знает, куда и деваться… Впрочем, выход есть – «капустники» с вином и легкомысленными девушками. Про современные «вписки» слышали? Вот то же самое, только «капустники».
Не удивительно, что на комсомольском собрании порой обсуждают вопросы о том, давать ли из комсомольской кассы денег комсомолке на аборт… Впрочем, Косте, несмотря на то что к «взрослым» отношениям он всё же приобщится, всё это не понравится – нечистоплотность отношений «по-собачьи» его отталкивает.
Хорошо хоть, что в школе есть неравнодушный учитель, к которому Костя может прийти в трудную минуту – с ним можно говорить на любую тему, и он постарается ответить честно и без ханжества.
Но какие бы вихри не бушевали в Костиной голове, цель он ставит на тот момент единственно верную: «Прожить жизнь с пользой для себя и других и потом бороться за коммунизм».
Книга написана в 1927 году – и прекрасна особой атмосферой 20-х. Кто любит «Выстрел» Рыбакова и «Республику ШКИД» Пантелеева, те найдут некоторые параллели и, думаю, получат удовольствие и от книги Николая Огнева.
Сью Таунсенд, «Тайный дневник Адриана Моула, 13 лет и 9 месяцев»
Адриан Моул – интеллектуал. Это он так считает, потому что однажды он написал реферат о норвежской кожевенной промышленности. Ещё Адриан Моул пишет стихи (17 отказов от BBC). И даже пытается писать женский роман (с целю разбогатеть).
А ещё он фантастический зануда, чистюля и порядочный ипохондрик. И как с таким встречается умница, красавица и отличница Пандора Брейтуэйт? О, их объединил политический протест по поводу носков красного цвета, запрещённых в школе!
Политическая жизнь Англии постоянно вторгается в тайный дневник – читатель встретит упоминание о тех персонах, которые не сходили со страниц мировой прессы: о Леди Ди, о Маргарет Тэтчер, о Рональде Рейгане и даже о Михаиле Горбачёве. Королевская свадьба, предвыборная агитация, споры о Фолклендах – всё будет происходить на фоне сложной семейной жизни Моулов:
Вот папа – перманентно безработный. А это его любовница – Глиста Сушёная.
А вот мама. И её любовник по прозвищу Бимбо.
Мама и папа ссорятся, мирятся, разводятся, съезжаются и заводят дополнительных детей, и только бабушка – островок покоя в этом безумном семействе.
Ах да, есть ещё Пёс, член семьи и хронический неудачник.
И Берт Бакстер – школьное поручение, престарелый отставной военный и его овчарка Штык, за которыми ухаживает Адриан.
Подростковые метания и переживания Адриана Моула настолько смешны, что вошли в список бестселлеров английской литературы. Кстати, кто читал «Дневник Бриджет Джонс», тот увидит, что склонность составлять невыполнимые списки Бриджет явно унаследовала от Адриана Моула.
Книга существует в нескольких переводах, но какой лучше – пожалуй, решать вам.
Джон ван де Рюит, «Малёк»
Как и у Адриана Моула, у Малька полный комплект родителей – папа (сторонник апартеида, боится коммунистов) и мама (отвратительно готовит, любит красное вино, единственная, кто способен справиться с папой, когда он одержим очередной идеей). Есть и бабушка – весьма своеобразная особа по прозвищу Вомбат.
Малёк отправляется в школу-интернат – приличное частное учебное заведение для мальчиков. Нет, его родители не принадлежат к сливкам общества – Джон Мильтон выиграл грант. Как водится, будут общие спальни, тяжёлая рука старост, церковные службы и в качестве местного колорита – крикет.
...В каждой школе, в каждой большой спальне (лагеря ли, интерната – не важно), в каждом классе найдётся свой псих, свой Жиртрест, свой Рэмбо и свой Задохлик. Впрочем, это не помешает всем этим мальчишкам быстро спеться и найти себе массу приключений – ночной побег на пруд (Жиртрест застрял в окне часовни), расследование давнего загадочного самоубийства, чемпионаты по крикету и регби, репетиции «Оливера»… «Безумная восьмёрка» не даст скучать ни школьной администрации, ни старостам, ни читателю.
Впрочем, Малёк не так-то прост – кроме того, что он стипендиат, он неплохой игрок в крикет, обладает хорошим голосом. Любит читать – на этой почве подружится с учителем английского по прозвищу Папаша (и по его совету осилит «В ожидании Годо», «Уловку 22», «Властелина колец» и «Старика и море»). Участвует по мере сил в местном политическом клубе и подумывает стать борцом за свободу.
Но, как и родители Адриана Моула, родители Малька не дают ему покоя – папаша то арестован за непристойное поведение (пойман в саду соседей в чём мать родила), то, узнав, что Нельсона Манделу освободили, ждёт нашествия коммунистов и заколачивает все окна и двери, то напивается в компании школьных преподавателей…
А Мальку снится Джулия Робертс в роли Красотки и знакомая девочка, которую он прозвал Русалкой, и сны эти его порядком беспокоят. А потом появляется шестнадцатилетняя Аманда и ну совершенно разнузданная Кристина, и что делать Мальку?
Но не ждите разухабистого повествования в духе американской молодёжной комедии – несмотря на бесконечные подростковые страдания и малопристойные шуточки, в книге найдется место любви и смерти, дружбе, молитве и... выбору.
«Запомни, мальчик. Бог дал нам величайший дар из всех. Это не любовь, не здоровье и не красота – и это даже не жизнь. А выбор. Величайший Божий дар – это возможность выбирать», - сказал однажды Мальку старый учитель. Впрочем, Малёк считает, что «Бог не так уж часто предоставляет нам возможность выбирать. Он сдаёт карты, а уж мы ими играем».
Впрочем, выбор сделать ход или спасовать всё равно остаётся за нами, не так ли?
Итак, любая из этих книг-дневников – отличное чтение, которое заставит вас от души посмеяться. Но каждая из них имеет и свою ценность – поиск себя, своего места в жизни: «вечные вопросы» решают и Костя, и Адриан, и Джон-Малёк.
А читали ли вы девичьи книги-дневники?
Всем приятного чтения и верного выбора! Остаюсь искренне Ваша – Умная Эльза!