Если мы не имеем внутренней доброты, то нет никакой пользы от внешних трудов. Не имея любви, внешне лишь, изображая почтение ближнему - есть лицемерие. Все же наша жизнь должна быть управляема совестью и разумом, что означает рассуждением с советом опытных. Лукавый там находится, где люди верят своему уму и не желают поучиться у опытных, не берут совета у духовника, не соизмеряют свою жизнь с Евангелием, не прислушиваются к советам святых отцов.
Где найти ответ?
В наше время часто задаются вопросами о том, как руководствоваться в духовной жизни и не могут найти ответа.
Святитель Игнатий Брянчанинов даёт прямой ответ:
Для последних времен позднейшие святые отцы уже более предлагают в руководство Священное Писание и писания отеческие, не отвергая и весьма осторожный совет с современными отцами и братиями, при тщательном содержании в мыслях и чувствованиях духа смирения и покаяния. Это делание, дарованное Богом нашему времени; и мы обязаны с благоговением пользоваться даром Божиим, данным нам во спасение.
Удалиться от мира
Многие совершенно неверно воспринимают и понятие "удалиться от мира" и считают, что это больше к монахам относится, но на самом деле это не так.
Протоиерей Валентин Мордасов, Псковский старец так поясняет:
Удалиться от мира – это значит оставить нравы, обычаи, правила, привычки, требования, совершенно противоположные Духу Христову.
То есть начать жить по Богу.
Духовник против
Бывают ситуации в жизни, когда вдруг духовник отказывается исповедовать чадо. И в таком случае многие не знают как поступить.
Святитель Феофан Затворник так же даёт прямой ответ:
Если ваш духовник отказывается выслушивать вашу исповедь, то можете обратиться к другому.
Тщеславие
Тщеславие один из грехов, которые не всегда понятен особенно новоначальным, но и воцерковленных, порой, узнают о нем впервые.
Ответ очень прост, у старца Валентина (Мордасова) записан он в старой тетрадке:
Тщеславие - страсть к земным почестям, желание выглядеть в глазах других хорошо, лучше других. Чтобы его избежать, до́лжго не слушать своих рассуждений и помысла, все делать с благословения, а не по своей воле, а иначе через тщеславие всё потеряешь.
Голос совести
Все так или иначе слышат голос совести, но не всегда следуют ему. Но всё-таки сомнения возникают по поводу достоверности.
И тот же отец Валентин пишет:
Непременно нужно слушать голоса совести: сим голосом нередко к нам вещает Ангел хранитель наш, впрочем, чтоб этот голос был верен, его надо поверять со Словом Божиим.
Отказ от греха
Особо часто спрашивают о том, как не соприкасаться с грехом и понимают, что так или иначе это практически невозможно, но все же ищут более лёгкий путь. Преподобный Симеон Новый Богослов все же нас предупреждает и наставляет:
Кто хочет быть непричастным греху и переменить свою жизнь от болезни греховной, тот должен принимать горькие лекарства, которые очищают болезни души, то есть терпеть со благодарением Бога гонения и скорби, как травы целительные.
Исповедь не засчитана
Вопрос, который очень важен для тех, кто действительно желает спасения: может ли быть исповедь недействительной?
Архиепископ Арсений (Чудов) говорит:
Мы приходим на исповедь с намерением получить прощение грехов от Господа Бога через духовника. Так знай же, что исповедь твоя бывает пуста, бездельна, недействительна и даже оскорбительна для Господа, если ты идешь на исповедь без всякой подготовки, не испытав своей совести, по стыду или другой причине скрываешь свои грехи, исповедуешься без сокрушения и умиления, формально, холодно, механически, не имея твердого намерения вперед исправиться… Некоторые умудряются иметь несколько духовников с таким расчетом, чтобы одному говорить одни грехи, а другому – другие.
Есть о чем серьезно задуматься.
Усопшие молитвенники
Кто-то однажды написал в комментариях, что умершие ее родственники теперь молятся за нее. Правда немного позже она сама же усомнилась, так как никто из родственников не причащался и не исповедовал грехов. И такие заблуждения, порой, доводят до того, что человек начинает считать своих усопших ближних чуть ли не святыми.
Игумения Феофания (Говорова) отвечает:
Очень ошибаются те, которые говорят про умерших: они теперь молитвенники за нас. Мертвые уже не молятся, а требуют молитв и забот о их душах от живых; но когда их грехи очищены молитвами, верой и делами живых, тогда только молитва поминовения обращается на пользу души поминавших… Избавлена бывает воздушных мытарств только та душа, которую Господь сподобил с полной верой причаститься в час кончины или получить христианскую кончину (с исповедью и Причастием) в неделю Светлого Христова Воскресения.
Мы грешим
Отчего же мы грешим? Иной раз в комментариях столько укоров и гневных слов, мол, не грешим мы, а внушают нам, что мы такие. И все кругом вообще виноваты. Но если даже обратить внимание на одно это, то здесь и гнев, и раздражение, и гордыня, и осуждение, и возношение над другими, и зависть, и буесловие.
Старец Валентин (Мордасов) просто объясняет:
Враг рода человеческого на боязливых нападает страхом и привидениями, на других – клеветой человеческой, враждой, злобой, на ученых – гордостью и самовозношением, на молодых – блудными помыслами, на старых – разленением и вредными привычками и т. д. Страсти охватывают существо человека тогда, когда ум его перестает мыслить о Боге, и по необходимости подпадает человек под власть духа плоти. Вот и грешим.
Говорить правду
И последний вопрос, который вызывает споры: всегда ли и везде нужно говорить правду? Или полезно промолчать, но в каком случае?
Отец Валентин отвечает:
Кто промолчит, зная правду, подобен лжесвидетелю. Но о правде следует молчать, если она приносит несчастье.
И в заключении напомним слова преподобного Феодора Студита, который наставляет нас:
Добродетельное житие не в том, чтобы не есть, не спать, не признавать покоя, но в том, чтобы делать все в меру и в своем месте.
Всем бодрости духа и милости Божией!
Аминь.