Найти тему

Опытный истребитель «Ягуар»

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Преимущества, обеспечиваемые изменяемой стреловидностью крыла военным самолетам, явились стимулом для создания в ряде стран проектов и летных образцов таких самолетов, пре­жде всего истребителей. Первым реактивным экспериментальным самолетом с крылом изме­няемой стреловидности был американский Х-5 фирмы «Белл», построенный в 1951 г. Стреловидное крыло на самолетах в то время было уже не в новинку, что позво­ляло достигать больших скоростей, но вот на малых скоростях его характеристики оставляют желать лучшего.

Для самолетов палубной авиации малые скорости при посадке особенно желательны. Инте­ресную попытку получения хорошей управляемости палубного истребителя, лежащей в преде­лах, допустимых условиями действий с авианосцев, при одновременном обеспечении околозву­ковых скоростей, представляет проект боевого самолета «Ягуар» американской фирмы «Грумман».

Так что именно американцам принадлежит приоритет внедрения крыла изменяемой стреловидности на реактивных самолетах: экспериментальном (Х-5), опытном боевом («Ягуар») и серийном самолете (F-l 11А). Палубный истребитель XF-10F «Ягуар» стал первым в мире бое­вым самолетом с крылом изменяемой стреловидности.

Самолет «Ягуар» представлял собой моноплан с высокорасположенным стреловидным кры­лом и одним двигателем. Стреловидность крыла у этого самолета изменялась в пределах от 13,5 до 42,5 при одновременном перемещении корневых сечений крыла вдоль продольной оси самолета по направляющим для парирования перемещения аэродинамического фокуса. В фюзе­ляже специально размещалась аэродинамическая уравновешивающаяся система управления на больших скоростях с треугольным горизонтальным оперением, установленным на вершине вер­тикального оперения. Крыло было оборудовано предкрылками по всему размаху и закрылками Фаулера.

Опытный образец самолета совершил первый полет 19 мая 1953 г. Предварительно ВМС США выдали заказ на производство головной серии из 30 самолетов F10F-1. Летные испытания этого большого и сложного истребителя показали, что он нуждается в большом количестве конструктивных изменений. В частности, в замене высокорасположенного горизонтального опере­ния более обычным. Необходимые изменения были внесены, однако характеристики самолета «Ягуар» оставляли желать лучшего, и дальнейшие работы по производству головной серии были аннулированы.

Испытания показали, что при существенном возрастании массы конструкции и усложнении системы управления существенно ухудшались и характеристики устойчивости и управляемости самолета. Это происходило вследствие смещения центра давления самолета, что и приводило к ухудшению его продольной устойчивости. Летные испытания прошли удовлетворительно (было выполнено 290 полетов), на них были продемонстрированы преимущества применения крыла изменяемой стреловидности на дозвуковых скоростях.