Найти тему

Пожар в Зимнем дворце 1837 года: ошибки, благие намерения и "стрелочники"

Начнём нашу историю в 1827 году, тогда Огюста Монферрана назначили главным придворным архитектором (француз живёт в России с 1816, Исаакий строит с 1818). Естественно, Монферрану поручают ремонт комнат в Зимнем дворце (как говорится, ремонт невозможно закончить, его можно только приостановить). Среди прочих работ во дворце, архитектору поручают в 1833 году ремонт Петровского и Фельдмаршальского залов, работы выполнены в сжатый срок, император Николай I доволен, нареканий нет.

Тут надо сказать, что из себя представлял Эрмитаж: сложный лабиринт из моря комнат, лестниц, разных помещений, где живут и работают около 3500 человек.
Перенесемся в 1837 год.
Запах дыма из отдушины системы отопления появился в Фельдмаршальском зале 15 декабря 1837, а вечером 17ого оттуда повалил дым.
Отряд пожарных, естественно, направился на поиск источника и его нашёл: внизу, под первым этажом дровоносы забили отверстие для вентиляции рогожей, чтобы не было холодно, которая начала тлеть. Пожарный залили её водой, пожар устранëн, дым не идёт.
Однако внезапно дым повалил снова и ещё сильнее. Пожарные начинают вскрывать паркет, тут падает фальшивая стена, возведённая Монферраном и люди видят сильный огонь.
Самая плохая новость в том, что горит уже Петровский зал с перекрытиями. Наличными силами не потушить. О пожаре докладывают императору Николаю I.
Император приезжает из театра и срочно прибывает во дворец. Там Николай начинает активную деятельность, первым делом, приказывает эвакуировать своих детей в Аничков дворец.
А дальше переходим к благим намерениям, чтобы люди не угорели, император приказывает разбить окна, но свежий воздух приводит только к усилению пожара.
Постепенно увеличивается число лиц, участвующих в тушении, собирается больше 6000 человек (пожарные, гвардейцы). Однако планов тушения нет и гвардейцы теряют больше часа в ожидании приказов на улице (согласно воспоминаниях очевидцев).
Возникает шанс остановить пожар на чердаке, но для этого нужны противопожарные стены, которых нет (никто не думал о них при строительстве), попытка построить стену проваливается - огонь распространяется слишком быстро.
Удалось отстоять Малый Эрмитаж, второй и третий этажи Зимнего дворца сгорели, пожар длился 30 часов, его зарево видели за 70 вёрст от столицы.
Пока бушевал пожар имущество выносили прямо на Дворцовую площадь, пишут, что ничего из вещей не было украдено за исключением 1 кофейника (вора поймали при попытки его продать).

К.Ж. Верне, "Пожар в Зимнем дворце", 1838 источник: https://ru.wikipedia.org
К.Ж. Верне, "Пожар в Зимнем дворце", 1838 источник: https://ru.wikipedia.org

Надо отдать должное императору, о людях он думал больше, чем о вещах, рассказывали, что увидев солдат в горящем зале, которые пытались безуспешно вынести зеркало, прикрепленное к стене, Николай разбил зеркало биноклем, поскольку солдаты не хотели уходить без спасённого имущества.
Сколько людей погибло неизвестно, иногда встречается упоминание 30 гвардейцев и пожарных (данные из мемуаров), точно не сказать, возможно, когда-нибудь удастся найти документы о количестве погибших.
Естественно, назначили расследование, точнее провели 2 расследования. Первое вела Гофинтендантская контора, т.к. она отвечала за состояние дворца.
Второе расследование вела специальная следственная комиссия, которую возглавил Бенкендорф, шеф жандармов и главный начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В комиссию вошли архитекторы и инженеры.

А.Х. Бенкендорф  источник: https://ru.wikipedia.org
А.Х. Бенкендорф источник: https://ru.wikipedia.org

По результатам расследований выходило, что проблема, в первую очередь, была в проекте ремонта 1833 года. В воздушный мешок между фальшивыми деревянными стенами и настоящими каменными из-за допущенной ошибки при проектировании был сделан выход дымовых труб из подвальных помещений. С точки зрения Монферрана это некритично, можно использовать негорючие материалы, но слишком сжатые сроки привели к применению более простых пожароопасных материалов, можно было сделать лучше, но тогда бы сроки сдвинулись, а торопил архитектора ... император. Опять-таки именно Николай I лично согласовал проект Монферрана.
Тут надо сделать ремарку, обычно пишут, что Николай будучи полным балбесом лез не в своё дело и ничего не понимал. Однако замечу, что шансы Николай Павловича при нормальном развитии событий стать императором. были около 0 и он должен был стать, в лучшем случае, главой инженерных войск. Не даром Николая назначили в своё время шефом лейб-гвардии Сапёрного батальона, хотя обычных гвардейских пехотных и конных полков было достаточно. Так что что-то император понимал в инженерном деле, но до архитектора ему было далеко по понятным причинам.
В итоге Монферран, а тем более, император, не упоминались в заключениях по итогам расследований. Крайними сделали А.А. Щербинина, руководившего Гофинтендантской конторой и капитана Щепетова, руководившего пожарной охраной дворца. Их уволили, поскольку первый не знал о потенциальной угрозе, не принял предупредительные меры и не смог организовать тушение огня, а второму инкриминировали низкую эффективность действий пожарных. Опять-таки санкция в виде увольнения не сказать, чтобы страшная кара.
Проект восстановления дворца разработала специальная следственная комиссия, косвенно, вину Монферрана признали, поскольку к работам по восстановлению его не допустили. Ремонт был произведён очень быстро - в марте 1839 завершили парадные залы, а в конце осени того же года назад во дворец переехала императорская семья.

#История #XIXвек #ИсторияРоссии #РоссийскаяИмперия #Россия #Архитектура #СанктПетербург #эрмитаж #зимнийдворец #пожар