Следует отметить, что проблема школьной неуспеваемости – одна из актуальных проблем современной школы, особенно при обучении детей с трудностями в усвоении знаний по разным предметам. За последние годы в школах увеличивается количество учащихся, которые не успевают по одному или нескольким предметам.
Обучение в школе увеличивает физическую и психоэмоциональную нагрузку на организм ребенка, что приводит к тому, что обучающиеся испытывают трудности в обучении. Такие дети отличаются низким уровнем знаний, различными формами девиантного поведения на уроках и во внеурочное время, что можно считать компенсацией неуспеваемости по одному или нескольким предметам.
«Проходящие реформы затронули содержательную и организационную составляющие школьного образования… Но с точки зрения формирования здоровья ребенка процесс школьного образования не только не изменился к лучшему, но и усугубился, поскольку новые программы внедряются в старых гигиенических условиях – при изношенном оборудовании, переполненности учебных классов, неудовлетворительной организации питания, работе школ в две смены»
В практике своей работы учителя отмечают, что нет специальных (официальных) методик и технологий работы с неуспевающими детьми, не вносятся изменения в образовательные программы по предметам. По мнению ученых, 40% программ и новых учебников рассчитаны на детей, имеющих высокие учебные возможности, но таких детей около 20%. Осложняется все и введением предпрофильного обучение, кроме этого проводятся элективные курсы, научно-практические конференции учащихся, творческие конкурсы, школьники сдают ГИА, участвуют в интеллектуальных играх, в предметных олимпиадах учитель заинтересован в особом подходе к одаренным детям. Таким образом, успевающих учеников вызывают чаще и активнее поддерживают, незаметно для себя учитель подсказывает и помогает «хорошим», чтобы подтвердить свои ожидания, неуспевающих учеников учитель критикует больше и резче с использованием обобщений.
В то же время особого внимания от педагога требует проблема школьной дезадаптации тех, кто испытывает трудности в обучении. Следует сказать, что причинами школьной дезадаптации являются стресс, фрустрация, депривация, внутренний конфликт. Данные явления проявляются в несформированности навыков учебной деятельности. Педагоги отмечают, что такие дети не успевают по нескольким предметам, отличаются от сверстников неорганизованностью, невнимательностью, высоким уровнем тревожности, недисциплинированностью.
Причины, из-за которых формируется школьная неуспеваемость, подразделяются на четыре группы:
- педагогические причины, к которым, например, относятся недочеты в преподавании изучаемого предмета, а также проблемы в знаниях, усвоенных учащимися в начальной школе
- социально-бытовые причины, среди которых основное место занимают неблагоприятные условия жизни. Также можно отметить и отдаленность местожительства от школы.
- физиологические причины, под которыми понимается состояние здоровья школьника.
- психологические причины, подразумевающие наличие проблем в развитии основных психических процессов. Так, сюда можно отнести слаборазвитые волевые качества ребёнка. Эти причины вызывают невнимательность и непрочность закрепления знаний, а также интернет-зависимость.
В современной педагогике существует множество методов и приемов повышения уровня успеваемости школьников. Рассмотрим несколько из них.
Организация групп развития. Целью таких групп является обеспечение школьной зрелости, поскольку данный метод позволяет предупредить появление возможных трудностей в обучении. В результате работы в таких группах развивается мышление учащихся, возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания.
Формирование мотивации достижения успехов. Поскольку мотив представляет собой внутреннее побуждение личности к определенному виду активности, способствующей удовлетворению потребности, то его наличие необходимо. Ситуация успеха – это обязательное условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое.
Вовлечение ребёнка в деятельность, в ходе выполнения которой он сможет проявить инициативу и заслужить признание среди одноклассников. Наилучший пример - это проектная деятельность на уроках. А во внеурочное время - вовлечение обучающихся в социально-активную деятельность через структуры классного и школьного самоуправления.
Следует отметить, что все эти методы будут эффективны при достаточной профессиональной подготовке педагогов. Поэтому учителям рекомендуется ежегодно повышать свой профессиональный уровень, участвуя в научных и творческих конкурсах, посещая тренинги и курсы.