Найти в Дзене
СВОЛО

Действительно ли нехудожественна любая часть Памятника освободителям Риги

Если б директором был я, я б запретил применять слово «художественность» для произведений прикладного искусства. Только для неприкладного б разрешил. Для такого, в котором есть странные для своего времени детали, которые можно объяснить выражением подсознательного идеала автора. Для произведений неприкладного и прикладного искусства я б разрешил общее им свойство экстраординарности называть эстетическим. И чтоб понимали эстетическое как органическую целостность, то есть когда в любой детали чувствуется идея целого.

Тогда обсуждать Памятник освободителям Риги можно только так: эстетичен он или нет.

Центральная колонна, вроде, имеет органическую целостность.

«Монумент, созданный по концепции художника-архитектора Бугаева, в разрезе представляет собой пятиконечную звезду, пять лучей которой символизируют пять лет героической борьбы с нацистским оккупационным режимом за освобождение Родины» (Википедия).

Пятиконечная звезда являлась символом Красной Армии и пять лет, в течение которых шла война (1941 - 1942 - 1943 - 1944 - 1945), хорошо согласуются друг с другом. Вознесённость звезды символизирует головную светящуюся часть салютного разрыва в небе. Салютуют – при победе. Всё хорошо.

Но так – по идее. Лучистость колонны видна только при смотрении сверху. А колонна имеет высоту 79 м. Снизу лучистость не видна. Тем более, что она осложнена идеей фейерверка в честь Победы – звёзд пять.

-2

Но фейерверк ассоциируется с веером, символом размаха и свободы. Тут же – строгая параллельность. Наверно, подстать Памятнику Свободы в Риге же, где тоже возносятся звёзды (три звезды).

-3
-4

Не способствует пятилучию и основание колонны. Оно то ли треугольное, то ли шестиугольное.

-5

Ненатурализм человеческих фигур, возможно, следование за руками Свободы в рижском Памятнике Свободы. Но здесь они гораздо грубее. Или это считается монументальностью.

-6

Что солдаты делают? Они принесли освобождение от нацизма и мир. – Дело грубое. Их внешняя грубость и соответствуют этому делу. Их монументальность соответствует ценности в веках этого дела.

Но это – при добром отношении.

А сама по себе грубость неприятна.

-7
-8
-9

Корёжение натуроподобия, развившееся начиная со стыка 19 и 20 веков и продолжающееся до сих пор, связано с катастрофическим разочарованием художников у кого – в действительности, у кого – в будущем, а у кого – вообще во всём Этом мире. Так поначалу их очень ругали, и было немыслимо зарабатывать себе на жизнь этой деятельностью, тем более – снискать славу. И так грубили только фанаты художнической честности. Но капитализм сумел и ужасности приспособить, как и прекрасности, для функции быть резервной валютой. И грубить стали и жулики от искусства. Я сам раз нечаянно подслушал откровение своего учителя по изокружку при Доме офицеров. Он был штукарь. Воспользовался тем, что считался освободителем Каунаса, и сделал карьеру на писании картин на актуальные темы. Дело было на его персональной выставке в Доме офицеров. И он сказал товарищу: «Понимаешь, теперь не в моде гладкая живопись». – Вот такими штукарями, подозреваю, оказались и создатели памятка освободителям Риги.

Несколько менее груба встречающая солдат-победителей Родина. Но как неестественно она их встречает.

-10

Что за простыню она несёт?

-11

Скульпторы – народный художник Латвийской ССР Лев Владимирович Буковский (1910-1984) и Айварс Мартынович Гулбис (1933 г.р.), при участии Леонида Владимировича Кристовского (1923 г.р.). Архитекторы – Эрмен Рейнхольдович Балиньш (1932 г.р.), Эдвин Альфредович Вецумниекс (1935 г.р.) и Виктор Августович Зилгалвис (1929 г.р.)…

Живя в Каунасе в советское время, я обратил внимание, как ловко литовские художники насмехаются публично над советской властью. – Вот это, -

-12

статуя Свободы, посаженной как бы на кол советской властью, - было поставлено в начале Лайсвес аллеи (аллеи Свободы), главной улицы Каунаса, которой вернули это название в 1961 году (был Сталинский проспект). И ничего. Никто не замечал подвоха. – Не сотворили ль подвох латышские деятели искусств и в Риге?

.

Дело это тонкое. Никакого несчастья от нечувствительности к изонасмешке не случается. В Каунасе Свободу на колу не уничтожили теперь, а просто сдвинули с центрального положения на улице на боковой тротуар. Может, надо было в течение 8 лет перед СВО на Украине, попросить Латвию отдать Памятник России? Знали ж, к чему, в общем, идёт. – Не пришлось бы обходить теперь молчанием, что там правы, что никакая часть Памятника не имеет художественной ценности.

24 августа 2022 г.