#по_секрету
#доступнаялингвистика
Решила завести новую рубрику! Часто вижу, что люди, которые не особенно увлекались лингвистикой в детстве, слышат некоторые слова и вежливо кивают. “Что-то на сложном”, скажут они и опять внутренне смирятся, что преподаватель говорит что-то на своей птичьей латыни.
Не признаваться же, что ты не представляешь, что такое АРТИКЛЬ. А когда они говорят “ГЕРУНДИЙ”, так хоть в обморок падай. Нас к такому не готовили. Мы должны были стать космонавтами и агрономами, а не про суффиксы разговаривать, чем бы они ни были.
И вот специально для тех, кто не фанател в школе от уроков даже родного языка, а теперь краснеет, когда его закидывают терминами, я хочу рассказывать про эти ужасные слова. Для меня-то они не ужасные. Но мне хочется, чтобы для всех они тоже были как родные. Настоящие лингвисты, которые просто не верят, что можно жить и этого не знать, тут могут поржать или закидать меня камнями (в комментах, пожалуйста!).
Первое выражение, которое внезапно оказалось камнем преткновения для некоторых людей - это ФОРМА СЛОВА. С неё и начнём!
Как многие догадались, форма слова - это не круг и не квадрат, и даже не треугольник, и даже не штука такая для теста или льда. Форма - это тот облик, который принимает слово в зависимости от ситуации.
Зачем слову меняться и принимать разный облик? Чтобы оно сочеталось (тут это называется “согласовывалось”) с другими словами в предложении.
Представим, что у вас есть складной стул походный от условной фирмы “Дом лесника”. (Я человек максимально далёкий от походов, но у меня есть складное кресло для дачи - верьте мне!) Пока вы не сидите на стуле, он стоит у вас в сарае или висит на плече для транспортировки в сложенном виде. Но как только вы решили посидеть, вы его раскладываете. Стул таким образом меняет форму, но остаётся тем же самым стулом.
Начальная форма
Так же и слова. Возьмём пример из родного русского. Скажем, у нас есть слово ПЛАВАТЬ. Этот вариант слова (он отвечает на вопрос “что делать?”) мы считаем самым общим, потому что из него нельзя понять, кто плавал и когда. Поэтому в таком виде слово помещают в словарь и называют это “начальная форма”. Короче, это как стул в сложенном виде. Он не действует. Отдыхает. Уехал в отпуск.
Согласование слов
Мы могли бы использовать это слово всегда в такой форме, но почему-то “я плавать”, “мы плавать” и подобные сочетания слов не кажутся нам красивыми и правильными. Поэтому мы ставим слово в другую форму, которая будет больше соответствовать ситуации. Надо, чтобы из этой формы было чётко видно, что слово связано с указанным деятелем (я, мы и т.д.) Для этого нам нужно указать лицо (я-ты-он/а/о-мы-вы-они) и число (один я и много нас - это не одно и то же), а заодно мы посмотрим на ситуацию и покажем время, когда это действие происходило. Получается:
я плаваю - настоящее время, 1 лицо, число единственное (я)
мы плавали - прошедшее время, 1 лицо, число множественное (мы)
“Ставить слово в какую-то форму” означает, что мы убрали от него какие-то куски (например, -ть) и приделали другие, которые мы привычно воспринимаем как признак “я”, “мы” и так далее. (Готова поспорить, что любой лингвоненавистник с ходу определит лицо в форме “плаваем”.)
Смысл слова “форма” в том, что после всех наших изменений слово “плавать” всё равно осталось само собой. Его значение не изменилось. Мы можем раскладывать или обратно складывать наш складной стул, но от этого его конструкция не изменится и он не превратится в другой предмет.
Кстати, набор форм, которые принимает наш стул-трансформер, ограничен. Это потому, что мы можем менять только конкретные характеристики. Поставили в настройках: время прошедшее, лицо третье, число множественное. Получили результат: “они плавали”. В прошедшем времени ещё род можно настроить, но это мелочи.
Словообразование - это не про формы
Совсем другое дело, когда мы решили образовать совершенно новое слово. Тут мы берём дополнительные детали. Например, можно приклеить приставку и сделать новый глагол “поплавать”, “переплавать”, “недоплавать” и т.д. Все они уже не будут формами слова “плавать” - у них появилось совершенно новое значение (плавать немного, плавать слишком много, плавать недостаточно и т.д.).
А ещё можно сделать из “плавать” слово “плавательный”. Теперь смысл поменялся не частично, а существенно! Мы из действия сделали признак. Тут совсем другая история начинается. Но вернёмся к форме.
Слова изменяются в предложении (не все)
Формы есть у каждого слова, которое изменяется, подстраиваясь под ситуацию. Я давала пример с глаголом (действием), но можно взять другую часть речи. Скажем, “чайники”, “чайника”, “чайником”, “чайниках” - это всё формы слова “чайник”. Или “красная”, “красные”, “красными”. Даже у наречий, которые не особенно изменчивы, есть форма сравнительной степени: “темно” - “темнее”. А вот предлоги, союзы и прочие мелочи не изменяются. В других языках тоже не все слова изменяются так, как нам привычно в русском.
Кстати, форма слова может состоять (парадоксально) из нескольких слов. Например, “буду плавать” - форма будущего времени глагола “плавать”. Или “самый красивый” - превосходная степень прилагательного “красивый”. Если вы взяли вот так два знакомых слова, поставили рядом (буду + плавать) и получили новую форму, то это аналитический способ изменения формы слова, а если вы подкрутили что-то в самом слове (плавали) - то синтетический. (Так, я снова в сложные слова ударилась, но надо же показать настоящим лингвистам, что мне не зря дали диплом. А может, и зря.)
Короче, если преподаватель говорит вам про какие-то формы слова, то значит, надо взять это же слово и его немного перекрутить, чтобы поменялся род, или число, или время, или падеж - смотря какое слово вам попалось.
PS А вот в английском с формами глагола, кстати, дело немного тёмное. Чёрт! Придётся новую статью писать про это, а ещё про то, для чего нужны падежи. Неисчерпаемая рубрика будет!
Интересно, пригодятся кому-то такие объяснения? Или тут все лингвисты собрались? Если пригодятся, нажмите на пальчик 💛
Есть постыдные вопросы? Пишите в комменты.