Стоит ли говорить, что дети супружеских пар, основанных на соза-висимости, получают опыт, жизненный сценарий и модели поведения созависимых отношений.
Детям из таких семей обычно присущи общие характерные черты:
они боятся быть искренними и поэтому всегда находятся «в маске»;
они не уважают себя и не ценят;
не веря в собственные силы, они стремятся избавиться от ответственности, или же у них развивается сверхответственность;
они считают, что должны удовлетворять потребности родителей, и при этом ожидают, что их потребности будут удовлетворены другими людьми;
они учатся извлекать выгоды из деструктивных отношений и обучаются манипулятивному поведению;
они пытаются подчинить себе других, открыто доминируя или манипулируя;
они не умеют дифференцировать свои чувства и не понимают их происхождения;
они наполнены страхом, тревожны и не уверены в себе;
если они подвергаются мучениям, то сами могут впоследствии мучить себя и других людей; им свойственно переживание собственной ненужности, никчемности и беспомощности, чувство одиночества;
они никому не доверяют и не уважают окружающих;
они раздражительны, депрессивны и
они не умеют строить отношения с другими людьми.
Среди таких людей широко распространен комплекс «вины выжившего». Человек, страдающий от чувства «вины выжившего», часто упускает благополучные возможности, предоставляемые ему жизнью, а если пользуется ими, то находит какой-нибудь способ наказать себя за
это.
Этот комплекс свойственен людям, которые выросли в созависимых семьях и которые не могут себе позволить быть счастливее и успешнее своих родителей. Сам человек может и не осознавать «вины выжившего», но она может влиять на всю его жизнь.
«Вина выжившего» может проявляться в различных симптомах. Страдающий от нее человек может сгорать от зависти к тем, кто имеет больше, чем он. Испытывая столь сильное чувство, он отождествляет себя с родителями, братьями и сестрами, которые (как он считает) завидуют ему.
□ Его может мучить чувство стыда за то, что он неприятный, нелепый или извращенный человек.
□ Он может портить свои отношения с брачным партнером, чтобы они не были лучше, чем отношения его родителей друг с другом.
□ Если его родители были неспособны получать удовольствие от своих детей, он может не позволять этого и себе.
□ Если один из его родителей рано умер, он может бояться смерти в том же возрасте; и именно в этом возрасте он может спровоцировать болезнь или кризисную ситуацию.
□ Если у брата или сестры не сложилась карьера, он может испытывать депрессию или тревогу, когда сам добивается успехов в своей работе.
Ребенок выросший в несчастливой семье может считать неблагополучие в жизни само собой разумеющимся. Он может и не догадываться, что, даже став самостоятельным и покинув родительский дом, поддерживает уровень несчастья, соответствующий тому, к которому он привык в детстве. Однако со временем он постепенно может начать замечать, что его состояние ухудшается после собственных успехов или неудач близких друзей или родственников. Еще позднее
он может осознать, что чувствует вину перед членами своей семьи и считает свои победы и успехи чем-то нечестным перед своей семьей. Чувство «вины выжившего» может быть одновременно и крайне сильным, и почти неуловимым.