#Православный кавказ
Если проехать из села имени Коста́ Хетагурова в сторону Карачаевска в окрестностях современного аула Нижняя Теберда, на левом берегу Теберды высоко-высоко над землей парит Сентинский храм.
Еще до того, как увидишь его в небе, бросаются в глаза крепкие заброшенные строения у подножия горы. Как оказалось, это бывший женский монастырь.
В Сентинском храме, несмотря на то, что он ежедневно подвергается из-за незащищенности от воздействия природы разрушению, сохранились очертания фресок. Еще можно в алтарной части разобрать силуэты трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Кое-где угадываются апостолы. И как бы Сам Дух Божий подсказывает, что храм посвящен Преображению Господню. Другого и помыслить нельзя, когда стоишь в этом пусть и поруганном, но святом месте на вершине горы. Свет отовсюду на тебя льется, и сердце просит громкого и победоносного возгласа: «Слава Тебе, показавшему нам Свет!» Бесконечно тяжело видеть, как ветер гуляет меж стен и вместо клиросного пения стены скрипят, ожидая возвращения священника и молящихся.
По историческим свидетельствам, Спасо-Преображенская женская обитель у Теберды была до революции довольно крепкой. Здесь насчитывалось 23 мантийных монахини, 66 рясофорных инокини, 106 послушниц и 38 послушниц на испытании. Был возведен молитвенный дом у подножия горы, обустроена церковно-приходская школа. Также сестры организовали приют для душевнобольных людей. Думается, это одно из немногих, если не единственное учреждение такого рода на всем Кавказе того времени.
Георгиевский храм на Шоанинской горе усилиями жителей села имени Коста́ Хетагурова содержится в порядке. Здесь все вычищено, есть и крыша, и двери, висят иконы. Иногда тут совершается литургия или служится молебен, а недавно странники из Казахстана попросили венчать их именно в этой церкви – никакой другой такой в мире нет.
Сентинский же храм стоит мучимый забвением, ждет своего нового строителя. Мусора в нем, слава Богу, нет, но важно установить окна, двери, крышу подлатать, чтобы никто не мог святое место осквернить дальше. Вокруг него, конечно, висят покореженные щиты «Охраняется государством». И совершенно понятно, что ничего тут не охраняется. Рядом нет православного села, а потому невозможно каждый день следить за порядком в этом святом месте.
Паломнику из центральной России странно видеть, как в крепком православном селе, где проживает до трех тысяч человек (сейчас не все из сельчан осетины, как прежде, но их больше половины), нет постоянно действующего прихода.
Мы порой бьемся за строительство храма для десяти-двадцати человек, а здесь православные верующие лишены возможности каждое воскресенье молиться в родных храмах, которые чудом уцелели до наших дней из самой древности именно как христианские храмы.
Понимая, что интерес к этому культурно-историческому наследию на территории России растет, и в связи с развитием программ по внутреннему туризму представители государственной власти и музейного сообщества пытаются из подобных храмов сделать экспонаты, доступ в которые возможен только за деньги, а службы – очень редкая привилегия по престольным праздникам.
Уже ходят слухи о том, что нужно на территорию Георгиевского и Сентинского храмов пускать людей только по билетам, что регулярные богослужения здесь навредят архитектурному ансамблю. Подобные инициативы уже реализованы в Архызе. Безусловно, музеи важны как центры сохранения и преумножения национальных традиций, как важная часть продвижения культурного и национального наследия.
Но вся эта деятельность не должна препятствовать людям свободно и открыто, как это гарантирует Конституция Российской Федерации, исповедовать свою веру, осуществлять свое право на совершение регулярных богослужений и участие в них без спецпропусков.
Православные жители Карачаево-Черкесии в местах своего обитания имеют право на учреждение приходских общин, а памятники христианской культуры должны, прежде всего, использоваться по назначению – для совершения церковных Таинств.
Наличие приходских общин не только не вредит старине, но и делает ее достоянием общественности, местом встречи прошлого и будущего. Примером тому могут быть Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Соловецкий и Валаамский монастыри, множество храмов и обителей на территории Российской Федерации, а также на всем канонической пространстве Русской Православной Церкви.
Не стоит село без праведника, гласит народная мудрость. Побывав в селе имени Коста́ Хетагурова, нельзя не добавить: праведники – вполне себе земные люди, а потому не могут они, мы, жить без Бога и без общения с Ним за Божественной литургией. Тем более, когда Сам Бог сохранил древние храмы до наших дней – для нас.
Евгения ЖУКОВСКАЯ,
кандидат социологических наук,
руководитель культурно-просветительского и исследовательского
проекта «Паломничество со вкусом»
Фотографии и видеосъемка Анатолия Тушева
«#Паломничество со вкусом специальный проект команды «Делай благо в медиамире» и портала «Приходы», реализуется при поддержке Международной грантовой программы «Православная инициатива».