Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Поздравлять 1 сентября учителя – то же самое, что поздравлять загнанную лошадь с началом пахоты

Так беспощадно отозвалась моя хорошая знакомая, прекрасный учитель, на поздравления. И это понятно. Не стану говорить, что десятилетиями «с самого верха» учителям напоминали, что они «сфера услуг» – теперь это безумие прекратилось, но результаты остались.

Учитель работает в системе, которая унижает.
Учитель работает в системе, которая унижает.

Учитель может получить любое указание вышестоящих, а для него, рядового, любой является вышестоящим и поэтому может прислать хамское требование «в трёхдневный срок представить отчёт», а дальше идут совершенно безумные вопросы: сколько мальчиков-девочек в классе (с разбивкой по годам), сколько из неполных семей, их неблагополучных, из семей, где один из родителей находится в местах лишения свободы, имеет высшее, среднее и т.п. Скажете, что информация очень важна? А что изменится, когда я пошлю эту «простыню»? На детей прольётся финансовый поток? Привезут даром новые книги в библиотеку? Ничего не изменится, просто очередной чиновник получил «аналитические материалы» и доказал свою нужность. Крамольный вопрос: что будет, если упростится структура руководящих органов образования? Вот исчезли районные отделы образования – РОНО. Кто-нибудь рвал на груди блузки, причитая: «Да как же мы теперь, бедные, без зав.РОНО, да как же без инспекторов и методистов?» И обратили внимание – были методисты, их любили или не любили, они были умные или глупые, но они реально шли в школу, на урок, потом уединялись с учителем и анализировали увиденное на этом уроке, подсказывали, потом составляли отчёт, который ложился а папку, чтобы сыграть при аттестации…

А сейчас в структуре департаментов нет методистов, есть «ведущие специалисты», которые НЕ ХОДЯТ на уроки – это «не их функционал», они собирают для аттестации «материалы на учителя», то есть получают многочисленные бумаги, которые составляет сам на себя учитель с помощью и под контролем завуча, и только по итогам анализа этой бумаги аттестуется учитель, подтверждая категорию – лишь если он, нахал, потребует повысить категорию, тогда к нему могут прийти на урок.

Среди учителей Питера, Москвы и нескольких небольших городов провели анонимный опрос – результат был удручающим:

Почти 80% учителей отметили, что их дразнили хотя бы раз.

Почти 90% учителей знают, что им придумывали клички.

Более 85% учителей демонстративно игнорировали ученики.

Почти 80% учителей столкнулись с тем, что на их уроках специально нарушали дисциплину.

Более 80% учителей считают, что ученики демонстрировали им ненужность их предмета и вообще обучения.

Две трети учителей отметили, что ученики обзывали их и демонстрировали  презрение с помощью жестов.

О более половине учителей распускали слухи.

Треть учителей получали в личку сообщения интимного характера.

А порой оскорбления сменяются откровенным рукоприкладством. На учительницу одной из сызранских школ напали ученики. По данным местного МВД, женщину ударил по голове 15-летний старшеклассник, когда она попыталась разнять двух подростков. Однако СМИ сообщают, что нападение было спланированным: сначала один из старшеклассников сорвал урок физкультуры, а потом напал на учительницу.

В Рыбинске девочка нарушила дисциплину на уроке истории, на что учитель сделала ей замечание. В ответ ученица ударила педагога. Женщине пришлось обратиться в травмпункт, а также в полицию. Педагог работает в школе уже 41 год. А вот девушка уже была замечена в скандальных историях. Также она состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.Знаете, чем закончилось? «В классе проведен урок на тему «Свобода и ответственность в жизни человека», педагогам даны рекомендации в части выстраивания работы с учащимися».

Как у наших соседей обстоят дела в школах?

Батька Лукашенко, узнав о том, что директор уволил учительницу, вступившую в конфликт с хулиганом-учеником, заявил: «Да я на месте этого учителя голову бы отвернул щенку какому-то», – и лично проследил, чтобы учителя восстановили на работе.

В Казахстане подготовлен законопроект «О статусе педагога»:

Закон предусматривает серьезные штрафы: за унижение чести и достоинства педагога;  за  привлечение учителя к видам работ, не связанных с его профессиональными обязанностями; за требование от педагога предоставления каких-либо форм отчётности либо информации, не предусмотренных законодательством страны; необоснованное вмешательство в профессиональную деятельность педагога или воспрепятствование его профессиональной деятельности. Упраздняется регулярная обязательная государственная аттестация школ, а учителям со стажем 30 лет сокращён на 3 года возраст выхода на пенсию!

А учителя ждут: отменят ЕГЭ? Что будет вместо него? И повторяют китайское проклятие: «Чтоб тебе жить во времена перемен!»