Найти в Дзене
Полки Безумия

Трагичная судьба и трогающая душу литература Данихнова

Сегодня я расскажу вам о писателе Владимире Данихнове.

Уникальный человек с уникальным подходом к написанию сюжетов. Это максимально просто написанные произведения, но при этом выражающие максимально глубокие мысли. В каждом из его произведений есть некая парадоксальность, доведенная до абсурда. С одной из книг он лихо ворвался в 15 году в шорт лист одной из самых престижных российских литературных премий "Русский Букер" (вторая это "НацБест" - Национальный Бестселлер), чем сразу привлек к себе внимание всей страны, ну а последняя книга связана с очень печальными событиями, предшествующими смерти писателя уже в 2018. По хронологии:

Девочка и Мертвецы

Крышесносно жестокий, абсурдный и гротескный роман, который вроде как и разворачивается в далеком будущем, где россияне колонизировали безымянную планету на просторах вселенной, но при этом все такое знакомое и как будто бы происходит в параллельном современном мире. Штош, заселять далекие миры полетели вовсе не лучшие представители человечества, а лютейшие маргинальные отбросы. Собственно, главными героями и являются два конченных дегенерата, которые убивают, калечат, насилуют, крадут, врут в лицо и при этом обитают в собственном манямирке, в котором по-другому вообще в принципе поступать нельзя.

С ними живет девочка Катя, которая с детства видит только насилие и собственное рабство. Но так как она также поглощена непробиваемым куполом манямирка дегенератов, ее мировоззрение представляет собой невозможную смесь из страха перед наказанием от старших до умилительной всепрощающей любви к ним же. Это святая, от святости которой тошнит, потому что будучи сверхнаивной, сверхдоверчивой и следуя главному христианскому принципу "подставь другую щеку", она творит такое же отвратительное зло, как и дегенераты, которые делают это целенаправленно.

В этом и заключается абсурдность, которая взрывает мозг. Сначала ты просто в шоке от творящейся несправедливости и жалеешь девочку изо всех сил, потом собственноручно хочешь голыми руками переломить ей хребет, потом снова жалеешь. А вот вроде и появился высокоморальный герой, которому даже хочется сопереживать, а нет, это тоже прогнившая дрянь и мразь, просто он меньшее из зол.

Бекграунд, на фоне которого разворачиваются события детского насилия, каннибализма и угарного треша в стиле зловещих мертвецов, умеренно наполнен фантастикой без деталей, но при этом все равно достаточно занятной и относительно нетривиальной.

Очень сильная вещь.

-2

Колыбельная

Та самая книга из шорт листа "Русского Букера". Это маст рид, ребята, едкий сарказм, юмор чернее черного и снова парадокс - события, описываемые в романе максимально жуткие и мерзкие, но преподнесены так, что ты под стол сваливаешься от хохота. Во время чтения в голове постоянно рвется шаблон - как можно вообще написать настолько просто и настолько гениально одновременно, как вообще эти обыденные слова, которые каждый из нас использует в своей речи каждый день, складывается во что-то, до чего не может догадаться обычный человек? Здесь нет описаний природы с кучей прилагательных, здесь нет длинных графоманских пассажей, которые заполняют объем литературной пустотой, только точно бьющие в цель слова.

Написать что-то еще большее о книге - значит лишить вас удовольствия самим погрузиться в мрачную и серую реальность, нарисованную Владимиром и рассмеяться ей в лицо. Реальность, где каждый из персонажей находится в анабиозе, убаюканные одной из самых жутких колыбельных в нашей жизни - Колыбельной обыденности и несправедливости жизни.

Концовка - один из самых сильных катарсисов, которые я встречал в современной литературе. После таких обычно принято бросать микрофон на пол.

-3

Тварь размером с колесо обозрения

Последняя книга автора, является, так сказать, автобиографическим хоррором, так как автор на тот момент уже два года боролся с раковой опухолью, которая находилась очень близко к мозгу. При операции по вырезании опухоли летом 2015 года, автор потерял глаз. Поэтому не сказать, что его сильно волновало куда там и в какой лист попала его "Колыбельная". Сначала кажется, будто это книга как раз о борьбе с раком, но нет. Данихнов писал "Тварь" уже после постановки диагноза, после операции и во время рецидива. Он твердо представлял какие у него шансы. Он смотрел в бездну и стоял на пороге вечности. Эта книга - подведение итогов жизни простого ростовского работяги. Что его волновало, какими воспоминаниями он хотел бы поделиться с людьми, перед тем как шагнуть в пропасть, рассказать то, что до этого рассказывал только родным. И я очень благодарен ему, что он захотел поделиться своей жизнью именно с читателями.

Это очень страшная и неудобная книга, в основном из-за такого вот грустного и несправедливого контента. Никто не захочет примерять на себя его ситуацию. Подумаешь, периодически нос закладывает, ничего такого. А через год тебе вырезают кусок черепа вместе с глазом. А потом говорят, что и это не помогло.

Читать только после как минимум "Колыбельной", потому что тут есть много деталей о том, как она создавалась, о внутренней кухне "Русского Букера", да много о чем. Но это уже не те романы, которые были до этого и это заметно. Да и не должно быть так. Тоже максимально просто написанный, но эмоционально очень тяжелый. Не помогают даже периодически встречающиеся слова современного интернет-новояза "двачую", "кек", "крипота" итд. Иногда сам чувствуешь себя последней мразью из-за того, что твои проблемы другого уровня и ты не испытываешь простого человеческого счастья от того, что просто живешь и имеешь возможность видеть обыденные вещи вроде вывоза мусора со двора или дерущихся за корку хлеба голубей. Но не будем доводить до абсурда эту мысль.

И все равно, спасибо, Володя, за твои книги, ты показал, как нужно уметь доносить свои мысли.

Земля пухом. Помним.

Данихнов, Владимир Борисович — Википедия

#книги #современнаялитература #драма #книжныйблог #чтопочитать #проза