Найти тему
Московская газета

Названы десять марок автомобилей, лидирующих по продажам в России

   Названы десять марок автомобилей, лидирующих по продажам в России
Названы десять марок автомобилей, лидирующих по продажам в России

Также стали известны главные конкуренты китайских автомобилей на российском рынке

Автобренды из КНР заняли рекордные 26,4% рынка России в августе текущего года. Так, в интервале с 15 по 21 августа в стране было продано 2 590 новых легковых автомобилей китайских брендов, что составляет 26,4% от общего количества. Таким образом, доля китайских авто взлетела до максимального уровня за все время присутствия на российском рынке.

Чем объясняется успех китайцев, следует ли ожидать, что скоро они будут доминировать на российском авторынке? Какие марки составляют им наибольшую конкуренцию, или рынок все больше будет уходить в сторону подержанных авто?

«Успех китайских автомобильных брендов объясняется значительными изменениями, произошедшими на рынке в последние месяцы, в первую очередь уходом многих иностранных автоконцернов из РФ, что привело к возникновению свободных ниш. Другой причиной успеха может быть недавний запуск процесса параллельного импорта, что пока не позволяет удовлетворить спрос на автомобили ушедших брендов, и китайские производители постарались занять их место. Не исключено, что потребителей привлекли приятные финансовые условия покупки автомобилей, которые смогли обеспечить китайские компании. Также мог сыграть свою роль и элемент новизны: часть потребителей решила познакомиться с новыми марками. Вряд ли китайские автомобильные бренды будут доминировать на нашем рынке, и тому есть ряд причин. Во-первых, продолжится эксплуатация всего имеющегося в стране парка легковых автомобилей, что обеспечит разнообразие на дорогах, доминирования автомобилей одной страны не будет. Во-вторых, по мере наращивания параллельного импорта можно ожидать увеличения поставок автомобилей из других стран, и, в основном это будут ушедшие бренды, что сдержит экспансию китайских марок. Причём, поставлять в страну будут как новые, так и автомобили с пробегом. Это ещё больше размоет долю китайских производителей автомобилей. Нынешняя ситуация может привести к увеличению представительства машин из КНР в РФ, однако доминировать они здесь вряд ли будут – ведущую роль сохранят автомобили других иностранных автоконцернов», — рассказал «Московской газете» Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

Некоторые аналитики, впрочем, полагают, что у китайских автопроизводителей серьезные виды на Россию. Но, при этом эксперты отмечают, что долгосрочный успех автопроизводителями Поднебесной может быть достигнут лишь при условии локализации китайских брендов на российской почве.

«В текущей ситуации введенные ограничения существенно ограничивают поставки автомобилей в Россию. Сейчас авто практически не поступают через официальные каналы. Только ряд китайских и корейских автопроизводителей осуществляют ввоз автомобилей. Новые автомобили европейских брендов еще присутствуют в дилерских центрах, запасов хватит до конца года. В то же время, несмотря на то что объем продаж автомобилей китайских марок в России еще невелик, их рыночная доля постепенно растет. В Китае более 80 автопроизводителей – больше, чем в любой другой стране. В апреле 2022 года в России насчитывалось 3164 дилерских центра, на 84 автосалона больше, чем годом ранее. В основном рост произошел за счет расширения дилерской сети китайских брендов. Всего на территории РФ сейчас работают 723 дилера китайских автопроизводителей (22,5% от общего количества автодилеров страны). Рост популярности китайских автомобилей в России связан не только с лучшей доступностью, но и с технологическими изменениями в ТС. Кроме того, китайские автопроизводители очень клиентоориентированы и меняют модельный ряд под запросы российских покупателей. Большинство российских автодилеров подали заявки на то, чтобы стать официальными дилерами китайских автомобильных марок, уже представленных в стране. При этом на внутреннем китайском рынке активно работают еще несколько интересных брендов. Так что, возможно, через некоторое время в РФ снова заявят о себе крупные игроки из КНР, которые по каким-то причинам сейчас не очень активны. У китайских компаний, лидирующих сегодня на российском рынке, серьезный потенциал в РФ. Но в долгосрочной перспективе лидерство им может обеспечить только локализация производства», — сообщили изданию в пресс-службе ГК «Автодом».

«На российском авторынке продолжает увеличиваться доля китайских брендов: с 15 по 21 августа объем реализации автомобилей из Китая достиг рекордных показателей. Обойдя корейских автопроизводителей (16,1%), китайские марки заняли 26,4% рынка нашей страны. Только за прошедшую неделю россияне купили 2590 новых легковых автомобилей китайского производства. Такой успех объясняется приостановкой работы европейских и американских брендов на российском рынке. При этом, производители автомобилей из Китая не только имеют возобновляемость, но и планируют локализацию производства на территории РФ. Например, бренд Chery рассчитывает начать в России выпуск собственных автомобилей. Главными конкурентами китайцев остаются марки Kia и Hyundai. При этом, стоимость автомобилей с пробегом также выросла на фоне санкций. В то время как рынок новых авто переживает упадок, у китайских брендов есть все шансы увеличить объемы реализации авто, — отметили в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».

Другие эксперты отмечают, что пока преждевременно сбрасывать со счетов и российский автопром, которому, впрочем, «вставляют палки в колёса» западные санкции.

«Скорее стоит говорить не о росте доли китайских брендов, а об уходе западных автомобильных брендов и проблемах с производством российских автомобилей. Китайские автопроизводители российский рынок не завоевывают и не насытили его дешевыми автомобилями. На данный момент китайские производители просто не уменьшают поставки авто в РФ. Кризис автомобильных чипов, который мешает массовому наращиванию производства авто по всему миру будет длиться до конца этого года. А возможно и дольше — все будет зависеть от ситуации в Тайвани. Так что надеяться в вопросах производства автомобилей лучше на российских производителей», — сообщил «Московской газете» исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс» Артём Тузов.

Аналитики отмечают, что в десятку лучших по продажам новых марок отечественного рынка уже к концу текущего года, помимо Lada, UAZ, GAZ и двух «корейцев», составят пять «китайцев». Параллельно россияне все более активно будут пересаживаться на подержанные авто.

«Начнем с того, что китайцы планомерно расширяют свое присутствие, не отклоняясь от ранее намеченных планов в течение всего последнего года. Даже после начала спецоперации они сразу заявили, что находятся вне политической подоплеки и уходить с российского рынка не собираются. Логистику они наладили достаточно быстро, хотя ряд проблем еще есть. Завод Haval является одним из немногих стабильно работающих в России. Кроме этого, на рынке, который уменьшился в пять раз по сравнению с прошлым годом, наращивать долю при прочих равных легче на фоне ухода ключевых международных автоконцернов. Многие «европейцы» так и не стали возобновлять поставки, продолжают сокращение персонала, а некоторые уже закрыли свои российские сайты. Общий объем продаж китайских машин однозначно продолжит расти. Об этого говорит и еще тот факт, что франшизы «чайна-марок» за последние несколько месяцев купили даже те салоны, которые прежде специализировались в основном на машинах премиального класса. Количество салонов китайских марок уже превысило количество дилерских центров российских брендов уже почти в 1,5 раза. Также «китайцы» стали лидерами по числу новых моделей и продолжают обещать расширение портфеля марок. Таким образом, все больше китайских брендов выходят на российский рынок, а конкуренция становится все плотнее. До и по соотношению цена-качество китайцы пока неплохо справляются. Да, многие модели китайских марок стоят все еще необоснованно дорого, но они стабильно есть в салонах, а с учетом различных скидок по F&I и trade-in позволяют купить машину быстро и по лучшей по сравнению с европейскими брендами цене. В целом пока все постепенно идет к тому, что десятку лучших по продажам новых марок нашего рынка уже к концу текущего года, помимо Lada, UAZ, GAZ и двух «корейцев», составят пять «китайцев» — Haval, Geely, Chery, Exeed и Changan. В принципе, привыкают к текущим реалиям и россияне. Согласно недавнему опросу «Открытие Авто» более половины автовладельцев на фоне сужения ассортимента, представленных на российском рынке брендов, готовы рассматривать приобретение китайских моделей: 46% ответили на этот вопрос однозначно, а 25% готовы рассматривать, если не будет альтернативы в виде европейских марок. У 2% опрошенных автовладельцев уже есть китайский автомобиль. 17% пока не определились с отношением к брендам их Поднебесной. И лишь 10% категорически откажутся от возможности купить китайскую машину. Что касается сегмента автомобилей с пробегом, то миграция в него продолжится с учетом продолжающегося дефицита новых машин. Именно на вторичном рынке ищут привычные марки традиционные приверженцы ушедших брендов», — сказали «Московской газете» в пресс-службе «Открытие Авто».