Найти тему
Татьяна Безручко

Моя дочь наконец-то говорит

Я об этом не писала почти, потому что это была моя огромная боль, но у Ари были ощутимые проблемы с речью. В три года она разговаривала слогами, несмотря на понимание речи, нормальное психическое развитие, отсутствие проблем со слухом.

Почему - мы так и не узнали.

Знаю только, что у неё были все условия для развития речи, которые рекомендуют логопеды - с неё разговаривали активно с рождения, развивали мелкую моторику, не запрещали копаться в грязи, учили буквы и звуки с полутора лет, делали логопедическую гимнастику, логопедический массаж.

В три года мы начали ходить к логопеду, и добились появления слов и предложений. Потом вместо логопеда был садик, и занятия там тоже очень хорошо влияли на речь Арины.

Этим летом занимались и с логопедом, и с соседской девочкой, которая планирует учёбу на логопеда, и, как ни странно, занятия с ней дали эффект больше, чем с профессиональным логопедом.

Арине сейчас 4,5 года. И только сейчас, вот буквально пару месяцев два как речь Арины стала настолько чёткой, чтобы её понимали не только папа и мама, а вообще все окружающие.

При этом работы осталось ещё очень много, Аря коверкает сложные слова, чистоты звуков ещё добиваться и добиваться. Мы не очень довольны тем как наш логопед работает с постановкой звуков, так что попробуем поискать специалиста для онлайн занятий.

А теперь интересный вывод будет.

Для меня тема речи ребёнка была крайне болезненна, так что я её мало с кем обсуждала, и все наши поиски и занятия тоже.

Поэтому с точки зрения окружающих моя Аря как раз тот ребёнок, который "А вот у моих знакомых девочка до трёх лет не говорила вообще, а до четырёх очень непонятно и плохо говорила, зато потом кааааааак вдруг начала болтать."

Я не знаю, что было бы с моей Арей, если бы не было с нашей стороны вообще никаких усилий и занятий. Судя по тому, что у нас результат на уровне "наконец-то её все понимают" в 4,5 года, я подозреваю, что без занятий у неё началась бы задержка психического развития, вызванная задержкой речи.

Я безмерно счастлива, что от проблем "речь слогами в три года" мы дошли до уровня "надо звуки ставить" к её 4,5 годам. Для тех, кто понимает насколько развитие детской психики связано с развитием речи, понятно моё чувство - как будто пуля просвистела у виска, но все-таки пролетела мимо.

Мои выводы из этой истории:

1) Если есть малейшие сомнения в том, насколько хорошо развивается речь ребёнка, идите к логопеду. Не надо ждать трёх лет, идите с двух. Это не слишком рано, не ждите. Если в реальности эти занятия не так уж были нужны, то и ничего страшного, вреда от них никакого. Зато если есть что править, то занятия будут регулярные и со специалистом, не с мамой, которая тыкается во всю эту логопедию как слепой котёнок и не понимает, с чего вообще начинать.

2) Не верьте историям о том, как ребёнок чуть ли не до пяти лет не говорил толком, а потом кааааааак заговорил. Ну, то есть да, он заговорил, но не сам по себе, а в результате длительной и упорной работы. И что с ним стало бы без этой работы - большой вопрос.

И ни в коем случае не укутывайтесь в тёплый и уютный кокон из утешалочек "Ой, да раньше трёх лет они могут и не говорить, всё нормально, дети сейчас вообще позже разговаривать начинают, логопед не нужен - это просто так совпало, что ребёнок лучше стал говорить после занятий с логопедом".

Больно признавать, что твой ребёнок где-то отклоняется от нормы, и ему приходится работой давать то, что другие сами берут из воздуха. Но лучше это признать и работать над этим, чем прятать голову в песок.

Сталкивались с трудностями развития речи у детей?