Найти тему
Мастера

«Либо покупаешь, либо нет»: как работает петербургский бренд люксовых авангардных сумок

Оглавление

Наташа Втюрина из Санкт-Петербурга вручную создает авангардные сумки под брендом YTN № 7, которые, несмотря на довольно высокую цену, хорошо продаются — в России и на Западе.

Рассказываем, как архитектор родом из Екатеринбурга взрастила свой бренд без особых вложений, почему она не хочет брать крупные заказы и как западные клиенты относятся к авангардному люксу из России.

С пола своей квартиры — в большой мир

Шить Наташу научила в детстве бабушка, и это занятие пришлось девушке по душе: ей нужно всё время что-то менять, адаптировать под собственное ощущение прекрасного, строить и создавать. Свой первый рюкзак Наташа сшила в Екатеринбурге перед самым переездом в Питер — это было около восьми лет назад.

Началось всё с того, что Наташа купила кусок кожи за полторы тысячи рублей, взяла машинку у своего дяди и сшила изделие, которое продала в два раза дороже стоимости материала. На эту разницу она купила ещё материалов и продолжила эксперименты. В 2015 году Наташа создала аккаунт в Instagram* — это событие она считает официальным началом работы бренда.

— Всё складывалось само собой. Первый год я шила, создавала, конструировала, чувствовала, нащупывала, но в какой-то момент обнаружила себя сидящей на полу с куском кожи, который я режу ножом по плитке, и поняла: кажется, это оно, ведь я умиротворена, спокойна и счастлива. На следующий день я пошла и купила себе хорошие инструменты, закрыла магазин на «Ярмарке Мастеров», создала страничку на Etsy и начала развивать проект, не зная, как это вообще делается.
Наташа Втюрина, создательница бренда YTN №7

Предпринимательница изначально не планировала делать акцент на российский рынок. «Я думаю, дело в моём тогдашнем “комплексе самозванца”. Мне казалось, что российский человек очень требователен, ему все всё должны, желательно, чтобы вчера, много и бесплатно», — вспоминает она. По словам Наташи, на старте у неё было ощущение, что с западными клиентами будет работать проще, так как им не нужно объяснять, почему ручная работа стоит дорого. Но, несмотря на опасения, своих покупателей бренд нашёл и в России.

-2

Сумки от YTN №7 стоят в среднем от 500 до 1 000 долларов, рюкзаки — 1 000-1 500 долларов, ремни — в районе 300 долларов. Все они изготовлены вручную из натуральной кожи. Также в ассортименте есть кошельки, клатчи и декор для дома.

По словам дизайнера, чтобы увидеть разницу в клиентском отношении, достаточно повысить цену: «Покупая качественный, дорогой продукт, ты не будешь торговаться из-за 500 рублей и просить “чуть-чуть” изменить крой. К этому я тоже пришла с опытом, достаточно быстро преодолев желание угодить всем и каждому».

Работа в новой реальности

Девушка иронично замечает, что история её бренда — это то, как не надо вести бизнес. Например, она создала страничку на Etsy и села ждать: первый заказ пришёл в первый месяц, и для неё это было событие. С тех пор в рекламу в классическом понимании она и не вкладывается — делает рассылки для узкого круга клиентов, ведёт инстаграм*, при этом не делая коммерческих съёмок.

Через пару лет после старта изделия стали покупать в России: ими заинтересовались мултибрендовые магазины в Петербурге и Москве (16 Station и JNBY решили поддержать молодой бренд). К тому моменту у Наташи уже был опыт работы с зарубежным ритейлом — с магазинами Saron Brunsher в Израиле и Noctex в Канаде.

-3

Также за спиной у Наташи — участие в Парижской неделе моды, где её бренд получил очень хороший отклик. Благодаря этому у YTN №7 появилась возможность представить свой продукт на зарубежных площадках, среди которых шведско-немецкий адепт дарк-люкса Orimono Berlin, испанский магазин авангардной моды Aleluya store и японский Non Title Tokyo. Бывало, что клиенты видели изделия где-нибудь в Барселоне, а потом узнавали, что бренд базируется в Санкт-Петербурге.

В конце 2018-го, собираясь в очередной раз в Париж, Наташа узнала, что беременна, и с этого момента начался новый этап. В роддом она уехала прямо из студии, а через месяц после рождения дочери поймала себя на мысли, что ребёнок прекрасно спит на раскройном столе, поэтому производство не останавливалось.

Во время локдауна у бренда появилось больше клиентов как из России, так и из других стран. Правда, из-за пандемии не было ежегодной Парижской недели моды, а из-за беременности предпринимательница не могла работать так же активно, как раньше. Пара лет без живого общения с байерами — это достаточно большой срок, для того чтобы тебя начали забывать, говорит Наташа. Но всё обошлось.

-4

После февральских событий 2022 года ситуация на рынке изменилась, но девушка говорит, что она не сталкивается с неприязнью со стороны зарубежных клиентов. Хотя заказов стало меньше.

— С февраля у меня стало ощутимее меньше заказов из-за рубежа, но я ни разу не сталкивалась, что кто-то открыто не хотел покупать из-за того, что мы российский бренд. Иногда спрашивают, по-прежнему ли мы отправляем, да, DHL по-прежнему работает. При этом из-за курса поднялись цены, конечно, произошёл отток зарубежных клиентов. Но гармонично увеличился приток в России.
Наташа Втюрина, создательница бренда YTN №7

Изъяны — это красиво

Наташа старается постоянно совершенствовать качество своих работ и признаётся, что порой ей становится стыдно за то, что было сделано вчера. Во всех процессах девушка разбиралась по ходу, ошибалась, исправляла ошибки, сама училась на практике. Конечно, появлялся брак, к которому, правда, дизайнер относится философски: «На брак можно смотреть по-разному. Есть однозначно испорченная вещь, а бывает, что серийное производство считает изъянами кожи, например, а я считаю это особенностью, и такое сырье меня скорее вдохновляет».

Клиенты, по мнению Наташи, полюбили YTN №7 за дизайнерское видение и любовь к деталям. При этом сейчас есть некоторые бестселлеры, которые подделывают.

— Я эти сумки создала буквально на коленке. Правильно свернула шкуру и прямо увидела идеальную форму: немного убрать, немного добавить, главное — не переусердствовать. Это элементарно простые вещи, которые при этом ни на что не похожи. Они эргономично сидят на теле так, что ты их не замечаешь, несколько лет носишь, пока они не состарятся. А когда приходит время купить что-то новое, ты не можешь выбрать ничего другого, потому что эта вещь уже так близко к телу. Плюс эти вещи, хоть они и дорогие, не владеют тобою. Ими можно пользоваться, каждая из них приобретает особенные потертости и особым образом старится, становясь лучше и рассказывая какую-то свою историю.
Наташа Втюрина, создательница бренда YTN №7

Дизайнер шьёт только то, что ей самой нравится. Говорит, что если вдруг начинает «думать головой, а не сердцем» или пытаться смотреть на продукт глазами клиента, то тогда, скорее всего, «получится полный провал». Главный ориентир для Наташи — собственные ощущения, понимание, носила бы она сама то или иное изделие или нет.

-5

Бренд развивается постепенно. Девушка не стремится делать несколько коллекций в год, как это принято в фешен-индустрии: если что-то действительно стоящее получается создать пару раз за год, значит, так и должно быть. Наташа сама всё конструирует, разрабатывает, создаёт чертежи, кроит, шьёт. Тестовый образец она носит какое-то время сама, чтобы понять, насколько вещь удобна. Если всё хорошо, то изделие встаёт на производство, где у основательницы бренда есть помощница.

При этом есть клиенты, которые охотятся исключительно за первыми экземплярами, потому что в них больше творчества. «Очень часто материал подсказывает, какое должно быть изделие, и сумки одной и той же модели могут немного отличаться друг от друга. Во-первых, это ручная окраска постфактум, а это всегда процесс творческий, плюс у кожи отличается фактура. К тому же у меня нет задачи создать две абсолютно одинаковые вещи — есть задача создать вещи, которые будут иметь общую базу, но в деталях индивидуальны», — объясняет дизайнер.

На каждую сумку уходит разное количество времени — всё зависит от сложности конструкции и настроя художника. Помощница может за неделю сшить несколько изделий, а потом Наташа сама должна их доделать: покрасить, добавить фурнитуру и творчески доработать.

Цены и планы

Все изделия бренда — из натуральной кожи, которая может быть российской или зарубежной. Запас материала в России, по словам Наташи, пока не исчерпан: так, в Петербурге достаточно большой завод, где делают кожу на любой вкус. Кованую фурнитуру для изделий заказывают у кузнеца из Подольска, а стальная дорабатывается вручную в студии.

-6

Это дело начиналось как хобби, постепенно превратившись в основную профессию предпринимательницы, при этом часть прибыли она обязательно вкладывает в производство. Бренд растёт постепенно, поэтому, по словам Наташи, больших вложений никогда не было.

— Я не из тех, кто коммерческий успех ставил вперёд творческой реализации. Сейчас я расту — бренд растёт, из квартиры я переехала в арендованную студию в Питере, наняла помощников. Думаю, что история эта довольно редкая, когда получилось и творчество сохранить, и кредит не взять, и постепенно развиваться в своём темпе.
Наташа Втюрина, создательница бренда YTN №7

О ценообразовании дизайнер говорит так: это условия рынка и ниши, в которой она работает, — люксового авангарда.

«Либо это твоё, либо не твоё, либо покупаешь, либо нет. В мои сумки вложено очень много ручного труда, а он недешёвый. Когда я начала обучать сотрудницу шить сумки, я вдруг поняла, что они сложные. До этого у меня был мальчик с техническим образованием кожевенного дела, которому вся эта эстетика была чужда, поэтому из-под его руки выходили топорно сшитые вещи. Лекала те же, кожа та же, но он не видит и не чувствует нюансы и создаёт банальщину по учебнику. Чуть вправо, чуть влево, и у тебя продукт либо за 3 000 рублей, либо за 30 000», — отмечает основательница петербургского бренда.

-7

Девушка отмечает, что можно считать, сколько ты потратил на работу закройщика, швеи, дизайнера, но она сама выступает во всех этих ролях, поэтому должна оценить ещё и себя. В стоимость изделий также закладываются амортизация оборудования, аренда помещения и прочие расходы. В итоге цена складывается из всех этих цифр и оценки дизайнера.

К развитию бренда хозяйка относится философски и ставит психологический комфорт выше всего остального. Поэтому Наташа принимает, что развиваться она будет в том темпе, в каком ей комфортно расширять масштабы, но не уходить от ручного труда. В ближайшее время она планирует сократить количество моделей, чтобы делать меньше, но качественнее.

Готова дизайнер и к коллаборациям, но подходит к ним очень выборочно: подстраиваться и работать в условиях творческой несвободы Наташа не готова, поэтому ей важно, чтобы ценности брендов совпадали. К крупным коммерческим союзам предпринимательница, по её словам, пока не готова: это для неё тоже определённая несвобода. По этой же причине она не шьёт изделия на заказ.

— Мне хотелось бы сохранить независимость. Может быть, я психологически боюсь большого успеха, но стараюсь не стрессовать из-за этих страхов, а работать над ними и развиваться в своём темпе. Этому я научилась, глядя на свою дочь, которая родилась три года назад. Она тоже растёт и развивается в своём темпе, и, наблюдая за ней, я понимаю, что это нормально, что так и должно быть.
Наташа Втюрина, создательница бренда YTN №7

* Организация Mеtа, а также её продукты Instаgrаm и Fаcеbооk, признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ.

Читайте также:

Как бренд сумок из Казани меняет отношение к российской моде

Бесплатный онлайн-курс о том, как запустить бренд сумок

История бренда-конструктора сумок из Костромы

#бизнес #сумка #рюкзак #стиль #аксессуары #мода #одежда