Мне было тогда около 20 лет, я только-только начала работать преподавателем в частном языковом центре. Одной из моих учениц была семилетняя девочка, почему-то память заблокировала ее имя, но историю ее запомнила хорошо. Назовем девочку Светой, ведь у каждого персонажа должно быть имя.
Света была обычной такой, нормальной девчонкой. В меру веселой, в меру - "шкодливой", какие-то задания она выполняла старательно, какие-то - совсем безалаберно, но на моих уроках она начала раскрываться. В ее речи наметился хороший прогресс, и мне казалось, что уроки проходят замечательно. Пока однажды Света не пришла и не заявила мне в середине урока:
"А вы знаете, что меня мама бьет?"
Я опешила, застыв с раскрытым учебником в руках.
"Как это?..." - слетело с моих губ.
"Она меня бьет. По рукам и ногам, по животу"
"Ох..." - выдохнула я.
Я впервые за свою тогда еще короткую практику учителем столкнулась с такой ситуацией.
"Ты кому-нибудь еще об этом рассказывала?" - сорвалась у меня первая мысль.
"Нет, - защебетала Света, - и вы никому не говорите!"
Скорее всего, я хотела после этого что-то еще сказать. Но прозвенел таймер, отвечавший за звонок, а в класс уже стали заходить ребята из другой группы.
Я правда не знала, что мне делать. Рассказать начальству? Позвонить родителям? Оповестить органы опеки? Мне даже не у кого было спросить совета. И тогда я решила так: подготовлюсь к разговору со Светой на следующем уроке, попробую выяснить у нее детали и подробности.
Но на следующий урок девочка не пришла. Позвонила ее мама и совершенно будничным тоном сообщила, что Света в школе больше заниматься не будет. На мой вопрос, есть ли этому какая-либо причина, женщина ответила просто - "мы по времени не успеваем, в школе поменяли расписание".
Мне нужно было обязательно доложить об отмене занятий директорам центра. Что я и сделала, упомянув также о том, что мне рассказала сама Света на прошлом, последнем уроке. И я получила шокирующий ответ:
"А мы знаем, - ответил первый директор, - она как-то говорила об этом предыдущему учителю".
И я растерялась. Да, в моей компетенции и в трудовой инструкции стояло лишь одно предложение: "обучение студентов, изучающих английский язык, а также подбор материалов и выбор соответствующей методики", но за листом с обязанностями было простое человеческое участие.
Я несу эту ситуацию уже больше 10 лет. Это я уже много позднее выучилась на педагога-психолога и поняла, как мне нужно было поступить в данной ситуации. Но той Асе, которая только начинала преподавать, ей от этого не легче.
Я не знаю, говорила ли Света правду. Визуально я не видела на ней синяков, но была зима, ее руки были скрыты под свитерами, а ноги - под штанами или колготками. Она приходила в хорошем настроении, глаза не были заплаканными. Тем более, меня насторожило некоторое несходство информации - Света сказала, что только я знаю ее «секрет». А начальство заявило, что она говорила об этом предыдущему учителю. На мой вопрос, к слову, пытался ли кто-то в компании выяснить, говорит ли ребенок правду, я получила лишь пожимание плечами.
Я не знаю, действительно ли ее уход - это следствие смены расписания или ее маме не понравилась откровенность дочери. Я только надеюсь, что у Светы все хорошо сложилось, вне зависимости от ее истории.
То, что я напишу далее, это своеобразная инструкция - что делать педагогу, если ученик заявляет о домашнем насилии. Я очень хочу, чтобы ни один из учителей не попал в ту ситуацию, в которой была я. А если и попал, то знал, что делать.
Итак, первым делом необходимо понять, правду ли говорит студент. Объясню, почему это важно "вскрыть": дети и подростки используют много разных методов, когда хотят получить от взрослых внимание. И ложь о том, что ребенка кто-то из родителей бьет - один из таких способов. Более того, бывает так, что ребенок просит не ставить ему плохую отметку, аргументируя это тем, что "мама меня побьет", это также не всегда является правдой и часто - манипуляцией над преподавателем. Однако, в данном случае нужно обратить на состояние самого ученика: если он рыдает, трясется, находится в состоянии паники - то тогда в 90% это не манипуляция, а ребенок, скорее всего, нуждается в помощи и испытывает проблемы в семье.
Очень часто следы побоев видны визуально: на шее, руках, ногах, лице. Однако, бывают особо изощренные взрослые и, зная, об особенностях организма, бьют по спине или животу или по другим частям, где синяки не так заметны.
Также, ребенок может намеренно "закрывать" какие-либо из частей своего тела, на это тоже стоит обратить внимание. Например, ученик может пристально следить за прядью волос и лица и закрывать ей щеку. Или кутаться в шарф/длинные и объемные толстовки, отслеживая, чтобы вещи закрывали определенные части тела. Да, безусловно, это не прямой показатель, но в совокупности с другими факторами, может дать подсказку.
Изменения поведения: обратите внимание на изменения в поведении и эмоциональном состоянии ученика. Он может стать избегающим, замкнутым, агрессивным или чрезмерно податливым. Также могут появиться проблемы со сном, снижение учебной успеваемости или снижение интереса к школе.
Правда в игре: малыша, который еще не вошел в пубертатный период, можно вывести на правдивый рассказ при помощи игры в разные фигурки. Пусть ребенок отберет фигурки, которые он ассоциирует с мамой, папой, дедушкой, бабушкой - с близкими родственниками и разыграет сценку. Очень часто дети, подвергающиеся насилию в семье, стремятся передать это невербально или через игры - тогда учитель может услышать что-то вроде "Ты - плохой мальчик, сейчас я накажу тебя ремнем" (играя от лица отца, например).
Либо можно предложить ребенку нарисовать рисунок на тему "моя семья". Опять же, малыши склонные правдиво отображать в рисунках своих страхи, негативные моменты и отношение их к близким людям.
Отношения с родителями: внимательно наблюдайте за реакцией ученика на своих родителей или опекунов. Если он проявляет страх, избегает общения с родителями или выражает негативные отношения, это может быть признаком проблем в семье.
Также, ученик сам может рассказать вам о насилии в семье - этот вариант исключать нельзя. Или намекать.
Что делать, если вы подозреваете, что ваш ученик столкнулся с насилием в собственной семье?
Сначала вы можете поговорить с самим учеником, но это должен быть очень тонкий, корректный, супер-мягкий и доверительный разговор. Ребенок должен быть уверен, что вам можно доверять и вы на его стороне, вы хотите помочь.
Далее, стоит обсудить эту ситуацию с социальным педагогом или с школьным психологом. И уже вместе принимать решение, работая коллективно.
Если возможности обратиться к соц.педагогу или психологу нет - тогда можно провести беседу с родителями и узнать причины их поведения. Беседу лучше проводить не в стиле "бить детей - это плохо!", а с наводящими вопросами - "расскажите, пожалуйста, каким в будущем станет ваш ребенок, с учетом ваших методов воспитания?". Более того, если миновать психологов и социальных педагогов, необходимо будет извещать директора.
Если из разговоров и поведения ясно, что родители - невменяемы, и ребенок в семье находится под угрозой, тогда уже необходимо обращаться в органы опеки, которые должны будут провести проверку.
Самое основное, все-таки, это дать понять ребенку, который намекает на насилие или говорит о нем, пусть и не вербально, что он не один, что выход из ситуации есть и что его можно защитить.
После Светы у меня было несколько ситуаций, когда я вела откровенные разговоры с учениками - их родители не били, однако, воздействовали на них через слова и поступки, в чем тоже было мало приятного. Из чего я могу сделать вывод, что теплый и поддерживающий разговор может очень многое сделать для ребенка и дать ему уверенность и опору.