Вот бывает так - стараешься, стараешься понять окружающий мир, а всё равно остаются вопросы, которые невозможно разрешить. Один из таких вопросов - как можно работать в киноиндустрии и при этом абсолютно не понимать, как именно работает кино?
Итак, дано: космические приключения, в очередной части которых умирает один из персонажей. Персонаж любим зрителями, актёр играет его уже довольно много лет. Как нужно снять эту сцену?
У нас есть два очень показательных примера. Первый - это смерть Спока в фильме "Звёздный путь: месть Хана". Что там происходит? В ходе битвы с главным злодеем (Ханом, как не сложно догадаться), "Энтерпрайз", корабль нашей команды оказывается повреждён, и находящийся при смерти Хан готовится его уничтожить.
Для ремонта необходимо зайти в зону со смертельно опасным уровнем радиации. Спок решает пожертвовать собой и спасти своих друзей и корабль. Сотрудники корабля пытаются его остановить, но Спок аккуратно "вырубает" мешающего доктора и заходит в помещение.
Он проводит успешно проводит необходимый ремонт.
Его лучший друг, капитан Джеймс Кирк, пытается его спасти, но другие члены экипажа его не пускают - Спок уже получил слишком большую дозу радиации, и неизбежно погибнет.
Но у него ещё находятся силы попрощаться со своим другом перед смертью.
После нам показывают сцену похорон, где экипаж прощается со Споком, отправляя гроб с его телом в космос.
После нескольких сцен нам показывают красивую планету, с кучей зелени, и океаном, на дно которого приземляется гроб.
И завершается фильм видом космоса под закадровый голос Спока о том, что "Энтерпрайз" летит к новым задачам, туда, куда ещё не ступала нога человека.
Итого, что мы получаем в этой сцене? Спок совершает благородный поступок и достигает цели - спасает своих друзей. Его смерть не напрасна, он совершает подвиг. Мы видим горечь его друга, и разделяем её - ведь за прошедшие годы мы и сами полюбили этого персонажа. Спок получает возможность проститься с Кирком и с нами, а в сцене похорон - мы можем проститься с ним. И завершается всё это кадрами, символизирующими, что Спок обрёл покой, и в финале - что именно благодаря ему возможно всё, что будет в дальнейшем.
В следующем фильме под давлением зрителей Спока воскресят, но это уже совсем другая история. Его смерть в "Мести Хана" - это очень простая, но при этом прекрасно работающая сцена, которая проявляет максимальное уважение к персонажу, и к зрителям, которые этого персонажа полюбили.
А теперь давайте посмотрим на мои любимые "Звёздные войны" под покровительством Диснея. В первом фильме трилогии сиквелов погибает Хан Соло. Как это происходит?
Хан пытается убедить своего сына отказаться от Тёмной стороны Силы
Но у него это не получается. Кайло Рен протыкает его мечом:
И Соло падает в "бездну":
Вот прямо хочется спросить съёмочную группу - а вас самих в этой сцене ничего не смущает? Хан Соло погиб ни за что - если полностью вырезать этот разговор, то сюжет фильма-то не изменится. Жизнь его не завершилась, а просто внезапно закончилась - мы не видим его достижений, друзья и любимые люди его не поддерживают в этом моменте. У него нет возможности попрощаться с друзьями. У нас нет возможности попрощаться с ним. И даже сцену, где его давний товарищ Люк Скайуокер чувствует его смерть и скорбит, вырезали из фильма.
Скорбящую Лею, правда, оставили, но... Вот прилетает корабль после смерти её любимого. С кем Лея разделит скорбь о погибшем любимом? Может, с Чубаккой - их общим давним другом? Да ну, вы что, я лучше обниму эту девушку, которую первый раз вижу, и которая с Ханом связана никак.
И что самое странное, падение в бездну, когда некому проститься с персонажем, проводить его в последний путь - это ведь злодейский вариант. Палпатин, Джокер, Фролло, Мориарти, Голлум сотни всяких разных отрицательных персонажей закончили жизнь именно таким способом. Исключения есть (например, смерть Мейса Винду в той же франшизе), но когда речь идёт именно про легендарного и любимого персонажа, такой выбор является просто очень неуместным.
В общем, смерть Хана Соло - это ещё один момент, который при первом просмотре может вызвать удивлённый вздох в силу своей неожиданности, но который совершенно перестаёт работать, стоит только над ним задуматься, и который оставляет ощущение неудовлетворённости после просмотра. И это прекрасная иллюстрация того, насколько некоторые киноделы не понимают чувств собственных зрителей.
PS. Вообще, что там говорить, если даже такой бредовый фильм, как "Горец 2" справился с этой задачей лучше.
#звёздные войны #пробуждение силы