Найти тему
Дарья Хохлова

Наш Покров

Фото Алексея Лузгана
Фото Алексея Лузгана

Если совсем уж кратко, то история праздника Покрова Божией Матери – это история превращения греческого предания, основанного на реальных событиях, конечно же, в русскую действительность. Церковную, народную. Находящую отражение в том, что 14 октября на устах тысяч людей – само слово Покров, в сотнях храмов – престол, а у нашей епархии и ее кафедрального города – именины. И по такому случаю предлагаем вам несколько фактов из истории их празднования.

Почему наша епархия – Покровская?

Потому что так официально ее назвали при рождении – 5 октября 2011 года. Иногда нашу епархию называют Покровской и Николаевской, что не совсем правильно, но в то же время совсем не страшно. Влияет на непроизвольное удлинение имени двусоставный титул Архиерея. Награждать таким принято исключительно в Русской Православной Церкви. Греки же, у которых мы переняли церковную традицию, вверяют Архипастырю только одну область и нарекают его в соответствии с центром этой области – одним крупным, кафедральным городом.

В нашей епархии таких города два – Покровск и Николаевск. Правда, сегодня это Энгельс и Пугачев. Дело, конечно, не только и не столько в их размере, сколько в их значении для церковной и светской истории. Оба города были важными торговыми узлами, чье становление влияло на экономическое, политическое, духовное развитие края и страны. Оба города изначально были посвящены святым – Пресвятой Богородице и святителю Николаю. Оба города в церковно-административном отношении имели статус кафедральных. Николаевск был кафедрой Уральского, а потом Пугачевского викариатства. Покровск – викарной кафедрой Саратовской епархии. Оба города переименованы в честь бунтарей и смутьянов, ратовавших за новый государственный строй и порядок. Но даже несмотря на то, что города уже практически столетие носят другие имена, по утверждению благочинного Покровского округа священника Виктора Тихонова, люди и церковные, и нецерковные знают истинные. «В Энгельсе жители сами называют себя покровчанами. Это звучит радостно, красиво, понятно. Уверен, что и жители Пугачева ассоциируют свой город с великим Чудотворцем, а никак не мятежником», – делится батюшка.

Фото Екатерины Шматко
Фото Екатерины Шматко

Причем тут именины?

Давняя христианская традиция – давать при Крещении человеку имя, какое носил святой или подвижник, и тем самым заручаться благодатным покровительством. В сознании наших предков она прочно укоренилась, стала основой бытия. Жизнь зарождалась и крепла вокруг Бога, поселение возникало вокруг храма. Не наоборот. Покровская слобода, которой был когда-то Энгельс, выросла на берегу Волги из деревянной церквушки, освященной в честь Покрова Божией Матери (1770), а сама церквушка – из веры людей. «Господь занимал в сердцах наших предков первое место. И пока так было – город процветал, благоденствовал. Если говорить о церковной жизни, то только представьте, что к середине XIX века в слободе, которая была в 15 раз меньше нынешнего Энгельсского района, было 5 храмов! И каких! Наряду с ними Свято-Троицкий кафедральный собор, единственный уцелевший, был всего лишь третьим и по размерам, и по количеству посещавших его прихожан», – рассказывает отец Виктор. На счет того, почему же первый основанный в слободе храм посвятили Покрову Божией Матери, священнослужитель без раздумий отвечает: «Не было, да и нет семьи, которая бы не почитала Божию Матерь, не видела бы в Ней Начало спасения всего рода человеческого и не обращалась к Ней за помощью, за благословением на предстоящие дела». Что здесь добавить? Люди действительно посвящали Господу не только города и храмы, но свою жизнь, себя. Землю, на которой мы, как их потомки, живем, которую они посвятили Царице Небесной.

Фото Алексея Лузгана
Фото Алексея Лузгана

Когда впервые состоялся крестный ход на Покров?

Бесспорно, Покровский крестный ход – главное епархиальное событие октября. Ради него в кафедральный город стягиваются сотни верующих из разных благочиний и даже из соседней Саратовской епархии.

«Это удивительное празднество. Оно не позволяет оставаться равнодушным, безучастным – более двух тысяч человек, следующих от Покровского храма за вокзалом до нашего Свято-Троицкого собора», – говорит отец Виктор. – Мне кажется, что в празднике Покрова русский человек смог выразить все чаяния и воздыхания своего сердца. И потому кроме радости, благодарности, ощущения того, что Господь и Матерь Божия рядом мы не испытываем ничего другого».

Наверное, ради того, чтобы из раза в раз переживать эти чувства покровчане и стали совершать молитвенное шествие. Доподлинно неизвестно, ходили ли на Покров жители слободы по ее улицам с хоругвями и иконами до революции. И значит, отсчет придется вести от начала 1990-х годов. По крайней мере, этот временной отрезок сохранился в памяти большинства горожан. Еще бы – в ту пору произошли большие перемены: верующим вернули Свято-Троицкий храм и позволили открыто, безбоязненно исповедовать свою веру.

«Это лишний раз указывает на то, что люди уже тогда, даже после стольких лет оторванности от полноценной духовной жизни, считали Покров столь значимым днем для себя и для всего города», – продолжает отец Виктор.

Первые крестные ходы на Покров были нерегулярными, но зато долгожданными и оттого неспешными. Маршрут пролегал по местам, где когда-то находились уничтоженные советской властью храмы, дорога занимала весь день. Верующие словно пытались напитаться богослужением, которого раньше были лишены. По благословению тогда еще Епископа Лонгина шествие стало ежегодным, а с 2005 года он сам стал в его главе. Наш Владыка Пахомий впервые возглавил крестный ход в 2011, находясь в сане архимандрита и статусе настоятеля Свято-Троицкого собора в Саратове.

Какие святыни сопровождают крестный ход?

На протяжении многих лет колонну крестоходцев неизменно не то что сопровождают, а ведут за собой Сама Пресвятая Богородица и более сотни святых. Большая икона Пречистой – качественная фотокопия – находится в Покровском образовательном центре и «участвует» во многих епархиальных мероприятиях. Сверкающий ковчег с частицами мощей угодников Божиих хранится в Саратовском Свято-Троицком соборе и имеет героическое прошлое. Святыня побывала в боях и военных кампаниях вместе со своим владельцем – князем Сергеем Федоровичем Голициным, знаменитым русским генералом, участником Русско-турецкой войны. С ним же прибыла в Саратовскую губернию и обосновалась в Преображенском храме на территории его усадьбы, а после закрытия храма в 1921-м чудом спаслась, укрывшись в запасниках Саратовского областного музея краеведения.

В соборе этот уникальный мощевик оказался в январе 2005 года трудами настоятеля – нашего Владыки. Позднее мастера Свято-Троицкой Сергиевой лавры украсили его драгоценной ризой, подобной той, что была утрачена в революционное лихолетье. К счастью, для святыни это было единственной потерей. Ее ценное содержимое – 132 частички мощей святых: евангелистов Матфея, Марка, Луки; апостола Андрея Первозванного; святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; великомучениц Екатерины и Варвары и многих-многих других подвижников – остались нетронутыми. Словно для того, чтобы раз в год оказываться на Покровской земле.

Фото Алексея Лузгана
Фото Алексея Лузгана

Как стать частью праздника?

Оказывается, идти крестным ходом – целая наука. Впрочем, постичь ее можно. Главное – старание, терпение и благословение. «За благолепие и слаженность молитвенного шествия отвечает группа верующих. Это живое, но в то же время крепкое и сформировавшееся общество», – отмечает отец Виктор. И к тому же хорошо подготовленное, специально обученное, поскольку помимо высокой степени ответственности его участникам необходимо иметь отработанные навыки. Нужно хорошо чувствовать ритм движения, отслеживать и устранять его малейшее нарушение, уметь красиво и правильно нести хоругви и запрестольные иконы.

В списке тех, кто в любое время и при любых обстоятельствах готов встать под знамена крестного хода, более семидесяти человек. И за каждым закреплено определенное послушание. Так, 45 человек несут хоругви, 20 готовят трапезу, 16 попеременно сопровождают икону, еще 8 – балдахин над ней и еще трое звонят в колокола.

Любое из перечисленных заданий является почетным. Икону несут меценаты и активисты прихода, значительно потрудившиеся на церковном поприще, представители светской власти. Балдахин над святым образом – военнослужащие Энгельсской авиабазы. Необычную традицию нести святыни под балдахином мы снова позаимствовали у греков. К примеру, в Керкире на крестном ходе в день памяти святителя Спиридона мощи подвижника также помещают под нарядный плат, а несут его военные моряки. Вообще балдахин издревле выполнял множество функций. Одна из них – олицетворять власть, господство. Всем этим по праву обладают наши небесные заступники. Несением балдахина миссия покровских летчиков не ограничивается. С собой в крестный ход они берут икону преподобного Илии Киево-Печерского (Муромца) с частицей мощей и икону Божией Матери «Непобедимая победа». Первый образ находится в Свято-Ильинском храме, а другой – у командира авиабазы. И, как говорит настоятель храма протоиерей Виктор Лузган, военные, которых он окормляет, обе иконы почитают как святыни, покровительствующие авиации.

Крестный ход движется в сопровождении колокольных переливов. Все потому что на передвижной звоннице мастерски управляются лучшие звонари храмов епархии, воспитанные в кафедральном соборе и Покровском образовательном центре. Кстати представители этого самого центра – педагоги, дети и родители с недавних пор взяли на себя подвиг по организации горячей и очень вкусной трапезы для верующих. Вот так при более близком знакомстве наше Покровское шествие обретает масштаб общего дела, в которое без преувеличения вовлечена вся епархия. Его частью действительно может стать любой человек – для этого порой бывает достаточно одного только нашего отклика. И нашего присутствия.

Фото Алексея Лузгана
Фото Алексея Лузгана

За что Покров так любят в России?

Проследить связь между событием, произошедшим в 910 году в Константинополе, и внезапно вспыхнувшей в сердце русского человека любовью к нему и вправду трудно. Но что если взглянуть не на само событие, а на его суть? В ту ночь за всенощным бдением во Влахернском храме блаженный Андрей Юродивый и его ученик Епифаний сподобились увидеть, как Пречистая Дева в окружении сонма ангелов, Иоанна Крестителя и апостола Иоанна Богослова Своей молитвой и Своим блистающим ярче молнии Покровом защитила жителей города от неминуемой гибели, что несли с собой иноземные захватчики. Только вот страшное и славное событие осталось важным только для истории храма. Об этом еще в XIV веке свидетельствовал паломник – дьяк Александр. Между тем в Русском Прологе XIIвека день явления Покрова уже называли великим, требующим учреждения соответствующего церковного торжества. Исполнил это требование в том же столетии князь Андрей Боголюбский, да еще и самый известный на Руси храм приказал построить – храм Покрова на Нерли (1165).

«Любовь нашего народа к празднику поддается объяснению. От вражеских набегов, подобных тем, что подвергался Константинополь в десятом веке, Русь страдала не одну сотню лет. Наш народ непрестанно молился о даровании защиты и победы над видимыми и невидимыми врагами», – рассуждает протоиерей Александр Писларь. За подтверждением своих размышлений благочинный Краснокутского округа обращается к выдающемуся философу и мыслителю – протоиерею Сергию Булгакову. В его проповеди, произнесенной на Покров после 1917 года, есть такие слова: «Не только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, и до скончания века. И не только над присутствующими тогда простерся ее покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий покров Богоматери, хотя и не имеем очей, достойных это увидеть. <…> Возлюбила Русская земля день Покрова Божьей Матери, явленного в далеком Царьграде. <...> Приклонился душою народ наш к этому дивному явлению <...> и преклонил он колена сердца своего вместе с молящейся коленопреклонно Богородицей».

Фото из открытых Интернет-источников
Фото из открытых Интернет-источников

Матерь Господа явила и являет милость всем без исключения. Не только к страдальцам, но и к угнетателям. По-Своему. По одной из версий историков, в X веке на Константинополь напали руссы. Предположительно, те самые наши предки-язычники, которые спустя несколько десятилетий принесли из того же города на Русь свет веры Христовой. А ведь они могли так и не познать Бога, так и остаться в сени смертной, погибнуть… Конечно, это всего лишь предположение, но если оно верно, то также верен и тот факт, что история Покрова – это история любви Девы к людям и людей к Ней, а Ее покров и в правду – над каждым человеком и над всем миром. Всегда.

2019 г.