Удачная деятельность шести архангельских клиперов стимулировала развитие проекта. В развитие идеи И. А. Шестакова под покровительством Генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича в 1859-1862 годах в Англии и на финских верфях были построены три клипера типа «Гайдамак». Затем новый проект клипера реализовался в 1860-1863 годах в четырех крейсерах типа «Алмаз». Завершила развитие направления в 1875 году четвертая серия- восемь кораблей типа «Крейсер».
Клипера стали важной частью крейсерских сил России, предназначенных для работы на вражеских коммуникациях.
Третья серия российских 7-пушечных клиперов известна как серия «Камушки», четыре ее корабля получили "драгоценные" имена- «Алмаз», «Жемчуг», «Изумруд» и «Яхонт».
31 декабря 1860 года на Галерном островке в Санкт-Петербурге одновременно заложили «Алмаз» и «Жемчуг». Строитель-штабс-капитан Тирнштейн.
16 июня 1861 года в Новом Адмиралтействе заложили третий клипер серии- «Изумруд» (строитель капитан Иващенко), а 2 августа на Охтинской верфи четвертый - «Яхонт» (строитель - штабс-капитан Свистовский). В 1862-1863 годах все четыре новых клипера вступили в строй.
По сравнению с предыдущей серией клипера при том же (но более современном) вооружении были больше по водоизмещению (1500 тонн) и длине, с более удлиненным для скорости корпусом. Клипера получились быстроходнее, чем корветы типа «Варяг». Лучшим ходоком из них стал «Изумруд», под парами он шел до 13 узлов, под парусом- до 10 узлов. Остальные клипера показали от 11,5 до 13 узлов, что для того времени было весьма неплохими показателями.
Для Охтинской верфи «Яхонт» стал последним крупным военным кораблём, спущенным на воду на этой верфи, после него здесь было построено только несколько канонерских лодок и портовых судов.
Стоимость клипера без машин составила для «Изумруда» 304 417 руб., для «Яхонта» — 358 423 руб. Стоимость бельгийских механизмов фирмы "Коккериль" составила 157 274 руб. 50 коп. на один корабль.
При постройке клипера типа «Алмаз» отнесены к клиперам I ранга, приказом № 175 от 11 июня 1867 года корабли переклассифицированы из I ранга во II ранг.
«Алмаз». Галерный Островок, С.-Петербург. Заложен 31 декабря 1860 г. , спущен на воду 5 октября 1861 г. . Вступил в строй в 1862 году. Модернизирован и перевооружен в Кронштадте в 1869 году. 8 декабря 1879 года был сдан к Кронштадтскому порту, 7 ноября 1881 года исключен из списков судов флота и продан на слом.
«Жемчуг». Галерный Островок, С.-Петербург. Заложен 31 декабря 1860 года на Галерном Островке, Санкт Петербург. Спущен на воду 14 октября 1861 года. Вступил в строй в 1862 году. Модернизирован и перевооружен в Кронштадте в 1869 году. 12 февраля 1886 года был выведен из боевого состава флота и сдан Кронштадтскому порту. 15 февраля 1892 года его исключили из списков судов флота и продали на слом.
«Изумруд» Новое адмиралтейство, Санкт-Петербург. Строительство начато 14 июня 1860 года. Спущен на воду 1 сентября 1862 года. Введён в эксплуатацию август 1863 года 11 октября 1886 года исключен из списков судов флота и продан на слом.
«Яхонт» Охтинская верфь, С.-Петербург. 30 октября 1860 года зачислен в списки БФ. Строительство начато 2 августа 1861 года. Спущен на воду 6 октября 1862 года. Введён в эксплуатацию 1863 года. 10 марта 1879 года клипер был сдан к Кронштадтскому порту,а 7 ноября 1881 года исключен из списков судов флота и продан на слом.
Водоизмещение полное 1585,7 тонн. Длина между перпендикулярами 76,3 («Алмаз»76,2)м ,по ватерлинии 73,15м, ширина 9,4, 9,14 м (без обшивки), по мидельшпангоуту 9,37 м, среднее углубление 4,4 м (4/4,7 м(нос/корма). Осадка 5,4-5,87 м (максимальная)
Двигатель-одна горизонтальная паровая машина, 350 номинальных л.с. Машины британские "Гомфрейса"-1453 «Алмаз», 1438 «Жемчуг»;1254 «Изумруд» индикаторных л. с, скорость под парами 11—13 узлов(по другим данным, 7,5 узлов). Скорость «Алмаз» 12, «Жемчуг» 12,5 узлов. «Изумруд» 13 узлов. 1 винт в подъёмной раме. Экипаж 9 офицеров и 175 матросов или 196 человек -«Изумруд»
Вооружение- 6-7 орудий.
«Алмаз». В 1860-х гг.: 3—60-фнт пушки № 1 и 4—8-фнт нарезные пушки. В 1869 г. установлены нарезные орудия: 3-6-дм обр. 1867 г. и 4—4-фнт обр. 1867 г. К 1871 г.: 3-6-дм обр. 1867 г., 2-8-фнт. К 1875 г.: 8-фнт пушки заменены на 4— 9-фнт. обр. 1867 г.
«Жемчуг». В 1860-х гг.: 3—60-фнт(152 мм) пушки № 1 и 4—8-фнт нарезные пушки. В 1869 г. установлены нарезные орудия:3 - 6-дм обр. 1867 г. и 4—4-фнт обр. 1867 г. К 1880-1883 гг.: 3-6-дм обр. 1867 г., 2- 9-фнт.
«Яхонт» первоначально имел три 60-фунтовые пушки № 1 и четыре 8-фунтовые нарезные дульнозарядные пушки. В 1870 году «Яхонт» тоже прошел перевооружение, но, видимо, 6-дюймовых пушек образца 1867 года не хватило, и у него заменили две 60-фунтовые пушки на две 6-дюймовые образца 1867 года, а одну 60-фунтовая пушка № 1 и одну 4-фунтовую нарезную дульнозарядные пушки оставили.
«Изумруд» имел три 152–мм орудия (60-фунтовые пушки № 1) и два 9–фн орудия (по другим данным — четыре 8-фунтовые нарезные пушки). В 1870 году был отремонтирован в Кронштадте. Он получил новые котлы Кронштадтского пароходного завода и пушки образца 1867 года: три 6-дюймовые и четыре 4-фунтовые. К 1880 году четыре 4-фунтовые пушки заменили на две 9-фунтовые.
Клипера имели деревянный корпус, построенный из курляндского, польского и казанского дуба с добавлением тика, красного дерева, лиственницы и сосны. Наиболее важные детали для защиты от гниения были просолены. Подводная часть корпуса укреплялась медью, а надводной железом. Осадка порожнего 4,0 метра носом, 4,7 метра кормой; средняя осадка при загрузке 5,87 метра.
Паровая машина на первой паре клиперов -производства британской фирмы "Гомфрейс", вторая пара- бельгийской фирмы «Коккериль» (350 номинальных л. с.). Движитель- винт фиксированного шага и паруса. На ходовых испытаниях «Изумруд» продемонстрировал стабильный 13-узловой ход при 1254 индикаторных л. c. На службе «Изумруд» был неплохой ходок- под парами шел до 12,5 -13 узлов, под парусами в среднем от 7 до 10 узлов, он оказался лучшим «ходоком» третьей серии клиперов. «Яхонт» при 1200 л.с. достиг скорости 12 узлов.
Значительно пополнившимся крейсерским силам флота вскоре пришлось показать свои возможности. В 1863 году польская шляхта подняла очередное восстание против Российской империи. Повстанцы имели сильные симпатии Франции и деятельное сочувствие Англии, использовавшей любой способ ослабить Россию. Опасность новой войны против Англии становилась реальной. Но в этот раз Россия к противостоянию подготовилась лучше.
Так как в это время шла гражданская война в США, а Великобритания поддерживала Конфедерацию, то два врага британской монархии быстро нашли общий язык. "Зубастый" план адмирала Краббе заключался в отправке в Нью-Йорк и Сан-Франциско двух крейсерских эскадр, демонстрирующих Англии как поддержку действий Союза, так и готовность начать, опираясь на американские базы, крейсерскую войну против британского судоходства.
«Для нас нет ни Севера, ни Юга, а есть Федеральный Союз, разрушение которого мы наблюдали бы с прискорбием, мы признаем в Соединенных Штатах только то правительство, которое находится в Вашингтоне,»-вице-канцлер А.М. Горчаков.
Согласно записки адмирала Попова вероятные противники на Тихом океане имели довольно скромные силы. Англия располагала в Китае одним винтовым фрегатом, двумя пароходофрегатами и двумя винтовыми корветами, в Ост-Индии - винтовым кораблем, пароходофрегатом и двумя корветами. Еще два паровых корвета находились в Австралии и четыре в плавании в Тихом океане; чисто парусных судов было: три линейных корабля, два фрегата и 11 шлюпов. Французский паровой флот имел здесь фрегат, два пароходофрегата, четыре корвета; парусный - фрегат и шесть малых судов.
«Один клипер может безнаказанно захватить или истребить десятки купеческих судов». А.А. Попов.
Тихоокеанская эскадра контр-адмирала А.А. Попова состояла из корветов "Богатырь". "Рында", "Новик" и клиперов "Абрек" и "Гайдамак". Атлантическая эскадра контр-адмирала С. Лесовского включала фрегаты "Александр Невский", "Ослябя" и "Пересвет", корветы "Варяг" и "Витязь" и клипер «Алмаз».
Прибытие русских кораблей подняло моральный дух северян.
"Нашу эскадру здесь приняли дружественно, даже до крайности. В военном платье на берег и показаться нельзя: не ты будешь смотреть, а на тебя будут смотреть. Будут подходить (даже дамы) с изъявлением своего уважения к русским и удовольствия, что они находятся в Нью-Йорке". Римский-Корсаков.
Тактику действий для русских крейсеров разработал С. Лесовский. Задачей стала парализация британской торговли, при этом столкновений с боевыми кораблями предписано было избегать. Каждому крейсеру выделялся свой кусок океана.
«Примеры истории прежних морских войн и современные в то время подвиги наскоро снаряженных каперов южных штатов Северной Америки служили ручательством в том, что вред, который подобные крейсеры в состоянии были нанести неприятельской торговле, мог быть весьма значителен. Не подлежало сомнению, что в числе причин, заставлявших Англию столь постоянно уклоняться от войны с Американскими Штатами, занимали одно из первых мест, если не первое место, опасения, возбуждаемые воспоминаниями об убытках, понесенных английскою морскою торговлею в прошедших войнах с Америкой, и потому было основание надеяться, что появление нашей эскадры в Атлантическом океане могло иметь в то время на мирное окончание происходивших переговоров более влияния, нежели сухопутные вооружения, весьма мало угрожающие интересам морской торговой державы»
Эффект превзошел все ожидания. Британцы опасались такого количества русских крейсеров в океане, у них перед глазами были успешные действия крейсера конфедератов "Алабама", которая в одиночку на время обвалила североамериканскую торговлю и потребовала 15 боевых кораблей для охоты на нее. По словам министра иностранных дел России Александра Михайловича Горчакова,
"сосредоточение морских сил в Северной Америке в политическом смысле мысль удачная, а в исполнении - отличная". «Внезапное появление русских эскадр в портах, лежащих в двух океанах, произвело впечатление тем более сильное, что было совершенно неожиданно».
Считается, что именно угроза крейсерской войны заставила англичан ограничить поддержку польских повстанцев ритуальными похлопываниями по плечу и устной поддержкой.
В операции участвовал только головной корабль серии, «Алмаз», остальные были готовы к действиям позже. Дальнейшая их служба была типична для русских клиперов – походы на Дальний Восток, затем учения и ремонты на Балтике, потом снова на близкий и любимый, на Дальний Восток.
«Жемчуг» также отличился в освоении Русского Севера. В мае 1870 года вместе с корветом «Варяг» и шхуной «Секстан» в отряде адмирала К. Н. Посьета он провел гидрографические, астрономические, магнитные и даже биологические исследования Северного Ледовитого океана, Гольфстрима, оставив на Новой Земле свои имена- острова Жемчуг, Казаринова, полуостров и губа Макарова, мыс Тудера.
Активную морскую жизнь прожил клипер «Яхонт». Зачисленный в 4-й флотский экипаж, он уже в 1864 году в составе отряда контр-адмирала К. Н. Посьета («Яхонт», «Изумруд», «Штандарт», «Славянка», «Королева Виктория», «Забава») сопровождал великих князей на фрегате «Светлана» по портам Балтийского моря. В августе 1864 года клипера «Яхонт» и «Изумруд» с подошедшими позже фрегатами «Светлана» и «Громобой» сняли с мели в Финском заливе клипер «Всадник»
В мае 1866 года «Яхонт»( со «Светланой» и пароходом РАК «Император Николай I») сопровождали "выгул" в Атлантический океан великого князя Алексея Александровича на фрегате «Ослябя» и корвете «Витязь» «для приобретения морской практики великим князем Алексеем Александровичем».
В июле 1866 года русская эскадра контр-адмирала Лихачёва (броненосная батарея «Не тронь меня», броненосный фрегат «Севастополь», фрегат «Дмитрий Донской», пароходо-фрегат «Храбрый», пароходо-фрегат «Владимир», клипер «Яхонт», двухбашенная лодка «Смерч» и четыре монитора) встретили в Гельсингфорсе новое американское посольство, прибывшее на мониторе «Miantonomoh» и пароходе «Ogasta» под командованием помощника секретаря Морского министра США капитана Г. Ф. Фокса. Гостей проводили до Большого Кронштадтского рейда.
В 1869-1871 годах «Яхонт» в качестве флагмана контр-адмирала Г. И. Бутакова нес службу по очереди на Балтике и в Средиземноморье. В ноябре 1869 года состоялось долгожданное для моряков событие-открытие Суэцкого канала. 5 ноября 1869 года «Яхонт» прибыл в Порт-Саид вместе со шхуной «Псезуапе» ЧФ. В порту уже находились русские суда-«Генерал Коцебу» и «Владимир». На борту клипера прибыл русский посол в Константинополе генерал Н. П. Игнатьев. На церемонии присутствовали также писатель В. А. Соллогуб, журналист К. А. Скальковский, художник И. К. Айвазовский, директор-распорядитель Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) Н. М. Чихачев. У Игнатьева здесь была назначена встреча с французской императрицей Евгенией.
Церемония началась 5(17) ноября 1869 года в 8 часов 15 минут утра. Первой по каналу прошла яхта «Эгль» с императрицей Франции Евгенией (супругой Наполеона III) и главным строителем канала – французским инженером Фердинандом де Лессепсом на борту. Пятым из 48 кораблей шел «Яхонт». Прохождение шло медленно, корабли останавливались у городков вдоль канала, где гостям на борту устраивали пиры и балы. Около Исмаилии на мель сел пароход «Пелузий» вместе с администрацией канала и перегородил движение. «Яхонт» из-за осадки пройти канал полностью не смог и вернулся, Игнатьеву пришлось пересесть на «Псезуапе».
20 ноября Красного моря достигла яхта «Эгль», за ней подошли все, кто еще остался в строю.
«Яхонт» в Пирее 21 апреля 1870 года во время салютной стрельбы потерял одного из матросов. При выстреле Дмитрия Поташёва выбросило за борт, а через два часа он скончался от ожогов.
В 1874 году клипер сдали в порт, но после проверки в 1875 году был признан благонадёжным к плаванию во внутренних водах, командиром назначен капитан 1-го ранга П. А. Курош. Приказом Генерал-адмирала № 120 от 7 октября 1878 года к неиу была приписана миноноска «Корюшка».
10 марта 1879 года клипер был окончательно сдан к Кронштадтскому порту. «Яхонт» исключён из списков судов флота приказом № 107 от 7 ноября 1881 года и продан на слом.
Наиболее прославленным из четверки стал «Изумруд». Его в 1864 году зачислили в 3-й Флотский экипаж. Командиром его стал капитан-лейтенант Ф. К. Крузенштерн.
В 1865-1867 годах «Изумруд» под командованием капитан-лейтенанта В. Н. Брылкина совершил первое плавание на Дальний Восток. В июле 1865 года на Тихий океан был отправлен отряд кораблей в составе корвета «Аскольд», клипера «Изумруд», канонерской лодки «Соболь» и шхуны «Алеут». В составе эскадры Тихого океана клипер нёс стационерную службу в Нагасаки, Хакодате и Шанхае, проводил гидрографические работы и астрономические наблюдения в заливе Петра Великого.
После возвращения в 1867 году на Балтику клипер использовали в качестве свадебного лимузина, его задачей было встретить короля Дании и греческого короля Георга I, прибывшего для бракосочетания с Великой княжной Ольгой Константиновной. Командовал церемонией контр-адмирал А. Е. Кроун, со штабом на «Варяге».
3 марта 1869 года приказом по Морскому ведомству № 34 «Изумруд» был перечислен из 3-го Флотского экипажа в Гвардейский экипаж. Но ненадолго, уже приказом № 82 от 6 июня 1869 года, «Изумруд» переведён из Гвардейского экипажа в 6-й Флотский экипаж.
После ремонта и перевооружения в 1870 году, клипер был отправлен второй раз на Дальний Восток. Командовал кораблем капитан-лейтенант( с 1872 года капитан 2-го ранга) М. Н. Кумани, им оставлены воспоминания о походе в журнале «Морской сборник» в 1870—1873 годах. На Тихий океан тогда ушли корвет «Витязь», клипер «Изумруд», шхуны «Ермак» и «Тунгуз».
Кораблю выпало изучение Индийского океана (по дороге), гидрогеографические исследования и стационерская служба в китайских и японских портах. Клипер побывал в Австралии, Новой Каледонии. После появления слухов о гибели на Новой Гвинее нашего ученого-путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая, «Изумруд» получил приказ Генерал-Адмирала найти исследователя.
19 декабря 1872 года клипер «Изумруд» забрал в бухте Астролябия на Новой Гвинее знаменитого русского путешественника.
22 декабря клипер с Н. Н. Миклухо-Маклаем на борту ушел к Молуккским островам и после нескольких недель у островов Индонезии и Филиппин, зашел на остров Ява, где Н. Н. Миклухо-Маклай сошёл на берег, но из-за болезни вскоре вернулся. Путешествие стало тяжелым и для экипажа, более половины команды заболело малярией. Полтора месяца клипер простоял на острове Тернате, пока команда не выздоровела.
Миклухо-Маклай в это время продолжал свои исследования на острове Тидоре и севере Сулавеси. Во время стоянки он также закончил отчет о Новой Гвинее для Русского географического общества.
Когда клипер прибыл в Гонконг, он договорился с генерал-губернатором Нидерландской Ост-Индии Джеймсом Лаудоном об участии в голландской экспедиции на Новую Гвинею, для чего «Изумруд» доставил Николая Николаевича в Батавию. Благодаря этому походу, морские карты региона были исправлены и дополнены, а Н. Н. Миклухо-Маклай назвал в честь клипера пролив в Новогвинейском море между островами Каркар и Новая Гвинея. В апреле 1873 года клипер ушел на соединение с эскадрой, а затем и на Балтику, куда прибыл в октябре 1873 года.
В августе 1882 года «Изумруд» участвовал в больших морских манёврах Балтийского флота. О них уже упоминалось в статье о фрегате «Светлана», повторяться необходимости нет.
Приказом Генерал-Адмирала № 16 от 16 февраля 1885 года корвет «Варяг», корвет «Воевода», клипер «Изумруд», клипер «Гайдамак» и парусный транспорт (бывший корвет) «Гиляк» предписывалось сдать к Кронштадтскому порту. Приказом № 114 от 11 октября 1886 года фрегат «Севастополь», клипер «Гайдамак» и клипер «Изумруд» исключили из списков кораблей Балтийского флота по непригодности к дальнейшей службе и продали на слом.
Несмотря на многолетнюю службу на различных океанах, клипера оставались крепкими и надежными кораблями. Согласно рапорту капитан-лейтенанта В. Н. Брылкина с «Изумруда», после перехода до Гонконга :
«Клипер совершенно цел, течи не имеет, ни один болт у него не подался, ни один паз не разошелся; после Кронштадта он ни разу не конопачен; до сих пор не имеет не только повреждений каких-нибудь серьезных, но на нем даже ни одного лисельного рейка не сломалось… Прекрасный чертеж и хорошая и добросовестная постройка его, само собой, играют тут первую роль. Но единственным недостатком корабля была слишком слабая артиллерия, что легко устранить перевооружением клипера»
Но прогресс шел настолько быстро, что вкладываться в ремонт и модернизацию этих удачных кораблей было бессмысленно.
Тем не менее свой вклад в историю русского флота эти корабли внесли. На них служили будущие адмиралы В. Н. Брылкин, К. В. Небольсин, М. Н. Кумани, К. Н. Назимов, , К. Ф. Литке, Е. И. Алексеев и другие. А также великий композитор Н. А. Римский-Корсаков.
Наследниками "драгоценных" имен стали крейсера «Жемчуг», «Алмаз», «Изумруд» эпохи русско-японской и первой мировой войны.
Разумеется, надо отдать должное человеку, благодаря энергии и талантам которого эти прекрасные корабли появились.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам