Об этой разработке мне рассказал один из создателей «Кроссика» Александр Буланов. В его жизни сложились три составляющие: он сам чемпион России мотокроссу, он работал в конструкторском отделе Ирбитского мотоциклетного завода и был отцом. Ну, кто ещё должен был заняться разработкой спортивной машины для юниоров?!
Проблема…
У юных автогонщиков не было проблем с обучением. Для них была и есть целая отдельная дисциплина – картинг. А что делать сыновьям мотогонщиков!? Конечно, в СССР создавались мотоциклы для юниоров, например, «Спидвей-125-Юниор».
Но это скорее было исключение из правил, с очень ограниченным количеством собранных мотоциклов. К тому же в нашей истории нужна была машина не для спидвея, а для кросса да ещё и с коляской!
Решение проблемы.
И вот за дело взялись отцы! Инициатором разработки стал сотрудник ИМЗ Михаил Тюленев. К работе подключились Игорь Давыдов и Александр Буланов. У всех троих были сыновья – подростки, для которых и создавался мотоцикл. Отца работали по выходным и вечерам, а сыновья в свободное от уроков время помогали, чем могли.
Первый экспериментальный мотоцикл был оснащён отечественным двигателем ЗДК-50-21, но пятидесяти кубов и 3,5 лошадей оказалось маловато. Это же мотоцикл с коляской, а значит, и тянуть такой агрегат должен был двоих спортсменов.
Мотоцикл «Кроссик» сразу стал раритетом.
Конец 90-х годов 20-го века. Конечно, опытный образец не рассматривался для запуска в даже в мелкосерийное производство. Какой там спорт. Огромные предприятия банкротились и закрывались. Как нам известно сегодня, Ирбитский мотоциклетный завод – теперь единственный в России производитель мотоциклов, правда, больше частью не для России. А в то время создатели «Кросссика» только смутно могли догадываться о своём будущем и будущем своего предприятия. Однако, им хватило задора закончить начатое дело. Они создали несколько юниорских мотоциклов с коляской и самым удачным стал вариант с японским двигателем Сузуки объёмом 80 кубических сантиметров и мощностью в 20 лошадиных сил! Против 3,5 лошадей в первом варианте мотоцикла. Разница ощутима даже на бумаге…
Где теперь можно увидеть «Кроссик»?
Именно последний вариант и сохранился до наших дней. Сегодня уникальный мотоцикл в очень надёжных руках. В руках директора Ирбитского государственного музея мотоциклов Александра Буланова – одного из создателей «Кроссика».
Музей регулярно вывозит мотоциклы, хранящиеся в фонде, на выставки в Екатеринбург, в Казань… На фестивалях и выставках всегда можно увидеть редкие, порой в единственном экземпляре, мотоциклы, которые могли бы быть…