Найти тему

«Кроссик». Мотоциклы, которые могли бы быть. Часть 3.

Об этой разработке мне рассказал один из создателей «Кроссика» Александр Буланов. В его жизни сложились три составляющие: он сам чемпион России мотокроссу, он работал в конструкторском отделе Ирбитского мотоциклетного завода и был отцом. Ну, кто ещё должен был заняться разработкой спортивной машины для юниоров?!

Проблема…

У юных автогонщиков не было проблем с обучением. Для них была и есть целая отдельная дисциплина – картинг. А что делать сыновьям мотогонщиков!? Конечно, в СССР создавались мотоциклы для юниоров, например, «Спидвей-125-Юниор».

Таких мотоциклов "Спидвей-125-Юниор" было выпущено не более двух сотен.
Таких мотоциклов "Спидвей-125-Юниор" было выпущено не более двух сотен.

Но это скорее было исключение из правил, с очень ограниченным количеством собранных мотоциклов. К тому же в нашей истории нужна была машина не для спидвея, а для кросса да ещё и с коляской!

Решение проблемы.

И вот за дело взялись отцы! Инициатором разработки стал сотрудник ИМЗ Михаил Тюленев. К работе подключились Игорь Давыдов и Александр Буланов. У всех троих были сыновья – подростки, для которых и создавался мотоцикл. Отца работали по выходным и вечерам, а сыновья в свободное от уроков время помогали, чем могли.

Александр Буланов подписывает нам на память книгу про историю отечественных мотоциклов.
Александр Буланов подписывает нам на память книгу про историю отечественных мотоциклов.

Первый экспериментальный мотоцикл был оснащён отечественным двигателем ЗДК-50-21, но пятидесяти кубов и 3,5 лошадей оказалось маловато. Это же мотоцикл с коляской, а значит, и тянуть такой агрегат должен был двоих спортсменов.

Мотоцикл «Кроссик» сразу стал раритетом.

Конец 90-х годов 20-го века. Конечно, опытный образец не рассматривался для запуска в даже в мелкосерийное производство. Какой там спорт. Огромные предприятия банкротились и закрывались. Как нам известно сегодня, Ирбитский мотоциклетный завод – теперь единственный в России производитель мотоциклов, правда, больше частью не для России. А в то время создатели «Кросссика» только смутно могли догадываться о своём будущем и будущем своего предприятия. Однако, им хватило задора закончить начатое дело. Они создали несколько юниорских мотоциклов с коляской и самым удачным стал вариант с японским двигателем Сузуки объёмом 80 кубических сантиметров и мощностью в 20 лошадиных сил! Против 3,5 лошадей в первом варианте мотоцикла. Разница ощутима даже на бумаге…

Где теперь можно увидеть «Кроссик»?

Именно последний вариант и сохранился до наших дней. Сегодня уникальный мотоцикл в очень надёжных руках. В руках директора Ирбитского государственного музея мотоциклов Александра Буланова – одного из создателей «Кроссика».

Музей регулярно вывозит мотоциклы, хранящиеся в фонде, на выставки в Екатеринбург, в Казань… На фестивалях и выставках всегда можно увидеть редкие, порой в единственном экземпляре, мотоциклы, которые могли бы быть

Авто
268,3 тыс интересуются