Найти тему

Почему компании работают со стартапами?

Все больше и больше компаний на российском рынке начинают работать с внешними стартап-проектами и встраивать их решения в свою инфраструктуру. Первопроходцами были банки и #телеком, затем #ритейл, теперь все остальные.

Что отличает успешные #инновационные отделы?

Как приносить результат, а не скатиться в “театр инноваций”?

Эти вопросы наиболее актуальны на старте, когда компания делает первый шаг навстречу стартапу.

Какие могут быть варианты совместной работы:

Стартапы как партнеры

  1. Например, стартапы используют облачные технологии Майкрософт под капотом своих продуктов, по сути становясь их клиентами.
  2. Или же компании продают решения стартапов, формируя широкий ассортимент партнерских решений, которые продают по своей базе.
  3. Даже в медицине поняли, что пришло время цифровой трансформации и нужно быть ближе к клиенту, для этого нужны технологические решения и привлечение стартапов - один из инструментов достижения этих целей.
  4. МТС важен time-to-market - это время от начала разработки идеи до выхода на рынок. Очевидно, что чем меньше Time to Market тем лучше.
  5. КРОК говорили: "Чтобы все отрасли вошли в цифру , важно при разработке продуктов смотреть вовне, на рынок".

Существующий бизнес корпораций становится красным океаном. И все больше краснеет, маржинальность падает.

Какие есть варианты?

Либо создавать инновации самим, либо брать извне - и работать со стартапами.

Главная цель: отстроиться от конкурентов, дать заказчикам что-то новое и прорывное, чего нет у других.

Конечная цель для обеих сторон - сформировать тот самый прорывной продукт, реализовать его и выпустить в тираж.

Стартапу в одиночку тяжело захватить рынок, ему надо заниматься и своей технологией, и разбираться в каждом клиенте. Это неподъемная задача и существует высокий риск того, что он просто никуда не добежит.

Но и компании в одиночку не легко. Ей не хватает гибкости и скорости, с какой #стартап тестирует гипотезы.

Именно на стыке и получается интересный симбиоз.

#Конкуренция - основной двигатель инноваций.

Фундаментально важный вопрос, с которого все начинается - это целеполагание, когда собственник ставит амбициозную цель перед командой по дополнительной выручке или при формировании стратегии на следующие 3-5 лет появляется четкий вызов. Эту цель невозможно достичь стандартными подходами.

Нельзя так просто внедрить инновации - без цели, без смысла и без вызова.

Стартапы как инструмент инвестиций

Тоже известная схема работы, когда компания выступает с позиции венчурного инвестора и хочет найти своего “единорога”. Например, Кировский завод и его фонд в Берлине - инвестируют в стартапы на ранних стадиях.

Стартапы для повышения операционной эффективности внутри компании (улучшение внутренних процессов)

Стартапы тестируются внутри компании для улучшения внутренних бизнес-процессов, а после удачного тестирования компания становится клиентом стартапа и пользуется его услугами. По большей части это обычные инкрементальные инновации. "Прорыва" и создания новой бизнес-модели здесь не будет, но улучшить процессы на 5-10-20% может получиться.

Что нужно учитывать?

Вам важно учитывать 3 аспекта и выстраивать у себя внутренние процессы + набирать под них команду или в идеале разные команды:

Открытые инновации - работа с внешними инновационными решениями под внутренние запросы бизнеса - все, что касается поиска и привлечения.

Внутренние инновации - команда инноваторов осуществляет сбор потребностей, выявление проблематики и направления поиска внешних решений, команда проводит оценку потенциала потребности, смотрит какие деньги заложены в бизнесе, какой эффект может дать решение, формирует технологическую стратегию, а также работает с найденными решениями, сопровождает их и тестирует.

Инфраструктура поддержки - внутри компании создаются все необходимые инструменты, механизмы и команды для достижения целей инноваций. Появляются процессы и фиксирующие их нормативные документы, прописываются роли и набираются люди, которые будут все это воплощать в жизнь.

К работе со стартапами нужно переходить, когда все вышеперечисленное проработано и собрана команда. Если эти моменты не проработаны, то обычно сталкиваются с тем, что вся работа вязнет и буксует по разными причинам: внутренние заказчики говорят “что им ничего не надо”, служба безопасности при проверке запрашивает по 25 документов от стартапа, все идет медленно и падает мотивация у команды. Сам стартап тоже не в восторге от такого положения дел и ему проще рассмотреть другую альтернативную компанию, которая будет более гибкая и быстрая для него.

Итак, основные блокираторы процесса: нет документов, не заложены деньги, нет маршрута.

Вам нужно постоянно ускорять процесс. И ставить внутренние цели команды. Например,

срок ответа на стартап-заявку не более 2 дней (первичный анализ - здесь стоит задача провести первое интервью и определить область применений - кому предложить стартап-решение, провести диагностику - оценить команду, посмотреть сам продукт вживую и задавать вопросы),

ответ по итогам внутренней экспертизы - не более 10 дней (здесь стоит задача отправить заявку внутренним экспертам и потенциальному заказчику) и

дать обратную связь - подходит вам это решение или нет.

И так по каждому этапу - важно сокращать, безжалостно резать сроки и фиксировать результат этапа.

Про стартапы

И самое главное - конечно, #стартапы!

Мы все ожидаем инновации, а при ненастроенном процессе получаем хаос, глупость и незрелость проектов.

Стартапы сами иногда не понимают, как работать с крупными заказчиками.

А компании иногда считают их обычными подрядчиками, много сумбура и непонимания возникает в процессе коммуникаций.

Поэтому вам важно будет проработать оба направления. Например, сделать обучающий вводный курс или инструктаж на входе для стартапов, создать модули по тому, как ставить гипотезы, метрики, считать экономический эффект, доносить ценность своего решения и для внутренних заказчиков - зеркальное отражение - программа по сопровождению стартапа, документальному оформлению работы и алгоритмам тестирования.

Про алгоритм тестирования (пилотирования) решений стартапов - расскажем в следующем посте.

Ставьте "лайк", таким образом Вы помогаете нашему каналу в продвижении, а значит помогаете продвигаться инновациям.:) И обязательно вступайте в сообщество! Ссылка в шапке профиля.

До новых встреч!

#фабрика пилотов

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц