Найти тему
20,4K подписчиков

На что жалуются и обижаются старшие дети

3,1K прочитали

За свою многолетнюю практику я работала с разными детьми и подростками, они были не похожи друг на друга и цели нашей работы были разными. Но старших детей, переживших рождение братьев и сестер, было видно сразу, они были похожи. Иногда они повторяли слово в слово то, что до них говорили другие старшие дети.

Было такое ощущение, что вместе с младшими детьми своих родителей они получили набор одинаковых чувств, мыслей и состояний.

За свою многолетнюю практику я работала с разными детьми и подростками, они были не похожи друг на друга и цели нашей работы были разными.

Приведу примеры самых распространенных обид, жалоб старших детей, которые я слышала пятнадцать лет назад, слышу сегодня и уверена, буду слышать еще лет через десять.

1. «Ненавижу Настю, потому что она забрала у меня тебя», — так сказала старшая дочь моей бывшей коллеге. И про это я слышала от других старших много-много раз. Они вдруг поняли, что мама им больше не принадлежит, теперь у нее есть маленький ребенок, которому надо уделять много времени.

Самое интересное, что про это говорят как маленькие дети, так и подростки, которые уже понимают, что такое грудной младенец и сколько внимания ему нужно. Но разум бывает бессилен перед чувствами.

2. «Родители в наших конфликтах с братом никогда меня не поддерживали, постоянно говорили, что я старший и должен уступать». Сколько слез обычно вызывает это детское воспоминание. В нем много несправедливости, обиды, гнева и огромного желания получить поддержку хоть иногда, несмотря на то, что «ты же старший».

3. «Моя сестра избалована родителями, а я живу как Золушка». Многим старшим детям кажется, что они живут в неравных условиях, что младших детей балуют сильнее и чаще, а старшим достается роль служанки и горничной. А то, что они и сами могут быть избалованными, в расчет не берется практически никогда.

4. «Из-за младших не хочу своих детей, не хочу своей семьи. Хочу иметь много свободного времени и жить для себя». То, что родители делегировали свои обязанности по воспитанию младших детей старшим, вряд ли является виной младших. Но многие старшие, правда, перенянчились и теперь даже слышать не хотят ни о своих детях, ни о браке.

За свою многолетнюю практику я работала с разными детьми и подростками, они были не похожи друг на друга и цели нашей работы были разными.-2

Конечно, ни один родитель ни разу не сказал, что это все правда, что он перестал любить старшего, как только появился другой ребенок, что сознательно балует и поддерживает только младшего. Иногда возникало ощущение, что родители и дети живут в разных семьях и разных мирах.

Здесь нет задачи, узнать, кто прав, а кто слегка преувеличивает. Гораздо важнее, что старшие дети действительно могут это чувствовать, даже если с точки зрения родителей, все совсем не так.

С появлением нового члена семьи именно старший ребенок нуждается в еще большем внимании и заботе, ведь пережить свержение с трона — это серьезное испытание даже для взрослого.

У вас есть опыт быть старшим братом или старшей сестрой?

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Канал «Мама, не ори!»: пишу для родителей про детей и про жизнь в ее многообразии👶