Каково это — путешествовать по современной России на исторической армейской технике? Рассказываю на собственном опыте.
Если кто пропустил, приключения первого дня описаны здесь:
Второго — здесь:
Третьего — здесь:
День 4. Курск — Белгород — Прохоровка (210 км)
Пока что самый протяжённый отрезок пути внезапно оказался самым ненапряжным в плане комфорта. А всё из-за смены техники: вслед за Олегом, с которым мы вчера вместе передвигались на БТР-80, я перешёл в бронеавтомобиль СПМ-2 «Тигр» образца 2008 года, также выставленный в пробег НПП «Солитон» и «Боевым братством».
Совершать марш на «Тигре» по сравнению с бронетранспортёром — всё равно что из душного офиса телепортироваться на курорт.
Тяжеленная дверь довольно легко открывается и по-легковому мягко закрывается. Через полноценный проём попадаешь на вполне гражданское кресло, в котором и располагаешься по-человечески, и дефицита пространства не ощущаешь.
Вообще, в модификации СПМ-2 машина вмещает до девяти бойцов, но спереди сидят только двое. Если бы не широченный, словно свадебный стол, центральный тоннель да толстые бронестёкла с бойницами, полное ощущение, что попал в обычный, просто очень большой внедорожник. По военным меркам салон шикарен: рулевая колонка в двух плоскостях регулируется, система подкачки шин автоматизирована, даже пусть примитивный, но всё же климат-контроль имеется. Увы, наш «Тигр» в своё время заказали без кондиционера, однако вентиляция через верхние люки и открытые амбразуры спасала от духоты.
И на ходу бронеавтомобиль удивил дружелюбным поведением: легко глотал неровности, был готов ускоряться на четвёртой передаче даже с холостых оборотов со скорости порядка 40 км/ч. Лишь мерные покачивания увесистого бронекорпуса на кочках напоминали о боевой природе машины. А единственным акустическим раздражителем оказался разве что турбодизель Cummins, не стеснявшийся сигнализировать о росте оборотов характерными свистом и рокотом. Тем не менее впервые с начала экспедиции шумовая обстановка позволила нормально общаться.
Это особенно ценно с тем учётом, что случайных людей «Дорога мужества» отвергла. Здесь собрались пусть разные по профессиям, доходам, социальному статусу, но одинаково увлечённые историей и техникой люди. И, на мой взгляд, в этом настоящий патриотизм — в желании не только сберечь частичку прошлого в своём личном мире, а и поделиться правильным настроением с окружающими. Вот почему колонна объединила бизнесменов и кадровых военных, технарей и офицеров. Достаточно сказать: в наших рядах едут и кавалеры ордена Мужества, и ветераны боевых действий. Мой напарник Олег, к примеру, гвардии капитан запаса, столько познавательных историй рассказал — хватит на маленькую книгу.
Интересно было ехать и в броневике Росгвардии, куда я перешёл следом. Но о машине под сложным шифром «Астейс-7020-01» (на фото выше) подробнее расскажу позже, а пока достаточно того, что под вечер мы успели совершить маленькую спасательную операцию, впервые расчехлив жёсткую сцепку новой машины. У многострадальной «Катюши» на затяжном подъёме застучал двигатель — похоже, дальнейший путь БМ-13НМ проделает «на галстуке».
И не она одна. На БРДМ-2 ЗС с громкоговорителями на башне пробило прокладку, а нужных запчастей в наличии не оказалось. Малых проблем тоже хватает: на одном «Бардаке» пришлось регулировать сцепление, другой некисло дымил на холодную.
И всё же колонна прибыла в крайнюю по дальности точку маршрута — Белгород — в полном составе. Шикарный приём получился: на выставку армейской техники едва ли не весь город пришёл.
Понятно, что выходной день, однако живой, неподдельный интерес публики к раритетам заставил окончательно поверить в смысл бронепробега — такие акции явно нужны и востребованы.
Ночевать машины остались в Прохоровке — той самой, у которой в 1943-м произошло одно из тяжелейших сражений в истории Великой Отечественной. Музеи и площадки комплекса активно приводят в порядок к памятной дате, дорогу полностью обновили — не исключено, так сделано ради внезапного приезда высоких гостей, как часто водится в России. Но узнаем мы об этом только утром.