Мы привыкли ненавидеть "Оскар" за его толерантные выборы, но на самом деле академики и раньше награждали сомнительные фильмы. Во всяком случае к такому выводу я пришёл, посмотрев знаменитого "Французского связного" Уильяма Фридкина. Про этот фильм, наверное, слышал каждый, кто интересуется кино. Не в последнюю очередь потому, что в 1971 году он отхватил 5 "Оскаров" — лучший фильм, лучший режиссёр, лучший адаптированный сценарий, лучшая мужская роль и лучший монтаж. Короче, самый сок. Может ли такой фильм разочаровать? Ещё как. Спойлеров не будет, читайте спокойно.
Завязка: двое копов (с кличками Попай и Хмурый) работают в отделе борьбы с наркотиками. Регулярно устраивают набеги на "чёрные" забегаловки и стараются ловить рыбу покрупнее. Наконец, им удаётся напасть на след серьёзных наркоторговцев, которые получают товар прямиком из Франции. Так они начинают охоту на таинственного французского связного, который организует поставку наркоты в Америку.
Звучит как типичный фильм про копов, мы таких видели много. Жаловаться на плоский сюжет смысла нет, так как в целом они всегда рассказывают одну и ту же историю. Важно здесь то, как она рассказана. Насколько мы проникаемся персонажами, динамичный ли экшен, какие диалоги сопровождают действие. И здесь со всем этим есть проблемы. "Французский связной" — это фильм, который самым скучным и невыразительным способом показывает полицейскую работу, заставляя её выглядеть уныло даже в яркие моменты.
За главных героев отвечают два прекрасных актёра — Джин Хэкмен (получивший за свою роль "Оскар") и Рой Шайдер, которого вы видели как минимум в "Челюстях" — он играл шефа полиции, безуспешно пытавшегося закрыть пляж после того, как акула позавтракала красоткой. Харизма Хэкмена и Шайдера берёт своё: в первые полчаса с нетерпением ждёшь, когда их персонажи получат развитие, и появится возможность им сопереживать. Но этого так и не происходит. Про персонажа Хэкмена мы ещё хоть что-то узнаём — у него буйный нрав, и он обожает клеить девушек. А вот герой Шайдера так и остаётся нераскрытым — это просто напарник, который во всём поддерживает коллегу.
Практически весь экшен (и в принципе всё действие) в фильме сводится к ходьбе и прослушке. Главные герои бесконечно следят за преступниками, пытаясь подловить их на наркосделке. Они ходят за ними по улицам, ездят на машинах и отчитываются друг другу о проделанной работе. Единственным исключением становится одна сцена погони, в которой герой Хэкмена гонится через весь город за убийцей. Операторская работа при этом вызывает ощущение, что вы смотрите не фильм, а видео. Это что-то среднее между нервно трясущейся и укачивающей камерой из фильмов о Борне и плохо снятым документальным фильмом, составленным из любительских кадров. Финал же просто оставляет вас ни с чем — более блёклую и беззубую концовку трудно себе представить.
Художественная ценность "Французского связного" лично для меня осталась загадкой. Пресса восхваляла фильм за его мрачный, полудокументальный стиль. Но как можно было наградить его пятью "Оскарами", когда в конкурентах был "Заводной апельсин"? Ясно, что фильм Кубрика был слишком жёстким и бескомпромиссным, ему просто побоялись давать награды. Потому что нет никаких сомнений, что он по всем статьям с лёгкостью обходит "Французского связного". Хотя бы потому, что "Апельсин" всё ещё смотрят и будут смотреть, а "Связной" останется просто любопытной вехой в истории кино. А как вам этот фильм? Ставьте лайк, оставляйте комментарий и подпишитесь на канал!
Тут ещё:
"Чёрная птица" — великолепный мрак о серийном убийце