Найти тему
Киношная ночь

Самый лучший фильм? "Французский связной" — пять Оскаров 1971

Мы привыкли ненавидеть "Оскар" за его толерантные выборы, но на самом деле академики и раньше награждали сомнительные фильмы. Во всяком случае к такому выводу я пришёл, посмотрев знаменитого "Французского связного" Уильяма Фридкина. Про этот фильм, наверное, слышал каждый, кто интересуется кино. Не в последнюю очередь потому, что в 1971 году он отхватил 5 "Оскаров" — лучший фильм, лучший режиссёр, лучший адаптированный сценарий, лучшая мужская роль и лучший монтаж. Короче, самый сок. Может ли такой фильм разочаровать? Ещё как. Спойлеров не будет, читайте спокойно.

Здесь и далее кадры из фильма "Французский связной". Режиссёр — Уильям Фридкин
Здесь и далее кадры из фильма "Французский связной". Режиссёр — Уильям Фридкин

Завязка: двое копов (с кличками Попай и Хмурый) работают в отделе борьбы с наркотиками. Регулярно устраивают набеги на "чёрные" забегаловки и стараются ловить рыбу покрупнее. Наконец, им удаётся напасть на след серьёзных наркоторговцев, которые получают товар прямиком из Франции. Так они начинают охоту на таинственного французского связного, который организует поставку наркоты в Америку.

-2

Звучит как типичный фильм про копов, мы таких видели много. Жаловаться на плоский сюжет смысла нет, так как в целом они всегда рассказывают одну и ту же историю. Важно здесь то, как она рассказана. Насколько мы проникаемся персонажами, динамичный ли экшен, какие диалоги сопровождают действие. И здесь со всем этим есть проблемы. "Французский связной" — это фильм, который самым скучным и невыразительным способом показывает полицейскую работу, заставляя её выглядеть уныло даже в яркие моменты.

-3

За главных героев отвечают два прекрасных актёра — Джин Хэкмен (получивший за свою роль "Оскар") и Рой Шайдер, которого вы видели как минимум в "Челюстях" — он играл шефа полиции, безуспешно пытавшегося закрыть пляж после того, как акула позавтракала красоткой. Харизма Хэкмена и Шайдера берёт своё: в первые полчаса с нетерпением ждёшь, когда их персонажи получат развитие, и появится возможность им сопереживать. Но этого так и не происходит. Про персонажа Хэкмена мы ещё хоть что-то узнаём — у него буйный нрав, и он обожает клеить девушек. А вот герой Шайдера так и остаётся нераскрытым — это просто напарник, который во всём поддерживает коллегу.

-4

Практически весь экшен (и в принципе всё действие) в фильме сводится к ходьбе и прослушке. Главные герои бесконечно следят за преступниками, пытаясь подловить их на наркосделке. Они ходят за ними по улицам, ездят на машинах и отчитываются друг другу о проделанной работе. Единственным исключением становится одна сцена погони, в которой герой Хэкмена гонится через весь город за убийцей. Операторская работа при этом вызывает ощущение, что вы смотрите не фильм, а видео. Это что-то среднее между нервно трясущейся и укачивающей камерой из фильмов о Борне и плохо снятым документальным фильмом, составленным из любительских кадров. Финал же просто оставляет вас ни с чем — более блёклую и беззубую концовку трудно себе представить.

-5

Художественная ценность "Французского связного" лично для меня осталась загадкой. Пресса восхваляла фильм за его мрачный, полудокументальный стиль. Но как можно было наградить его пятью "Оскарами", когда в конкурентах был "Заводной апельсин"? Ясно, что фильм Кубрика был слишком жёстким и бескомпромиссным, ему просто побоялись давать награды. Потому что нет никаких сомнений, что он по всем статьям с лёгкостью обходит "Французского связного". Хотя бы потому, что "Апельсин" всё ещё смотрят и будут смотреть, а "Связной" останется просто любопытной вехой в истории кино. А как вам этот фильм? Ставьте лайк, оставляйте комментарий и подпишитесь на канал!

Тут ещё:
"Чёрная птица" — великолепный мрак о серийном убийце