Аналогичные материалы см. в Категории 📜 Список задач в явном виде
«...поскольку история биологии во Дворце техники не может и не должна быть представлена по персоналиям, а должна являться элементом общей картины развития естествознания и техники, то необходимо заранее с полной определенностью отказаться от изображения её во всех мельчайших деталях её развития. «Только самое главное, — писал С. Л. Соболь, — только основные, ведущие линии ее развития, только очень небольшое, ограниченное и строго выбранное количество биологических проблем должно стать предметом показа».
По мысли автора проекта принципы отбора основных проблем истории биологии во Дворце техники определялись двумя моментами. Первое — проблемы должны быть выбраны так, чтобы, давая в целом картину основных линий развития биологии, способствовать выработке у посетителя Дворца техники диалектико-материалистического мировоззрения в области биологии. Второе — при выборе экспозиционных тем следует считаться с необходимостью помочь зрителю разобраться в важнейших проблемах современной биологии при помощи исторического анализа. Последний момент особенно важен в отношении наиболее трудных теоретических проблем биологии, таких, как происхождение жизни, витализм, эволюционная теория и т. и., где именно путем исторического анализа легче всего разобраться в разнообразных теориях и нащупать путь к правильному, научному решению проблемы. [...]
...историю биологии С. Л. Соболь начинал с палеолита и, следовательно, экспозиция истории биологии в Вводном разделе Дворца техники также начиналась с каменного века, а завершалась раскрытием картины современного состояния и дальнейших путей развития био логии в СССР. Третья и самая большая часть проекта составляет две трети всего объема. Здесь с самого начала С. Л. Соболь подчеркивает, что показ истории биологии во Дворце техники путем развертывания истории развития отдельных биологических дисциплин следует отвергнуть, как не отвечающий задачам данного музея. Во главу угла экспозиции должно быть выдвинуто демонстрирование истории развития важнейших биологических проблем в их взаимосвязи и в их зависимости от социально-экономических факторов данной эпохи.
Автор сформулировал для музейного показа три основные проблемы биологии.
Первая проблема — «история овладения человеком многообразием живой природы». Сюда относится: раскрытие картины постепенного расширения знакомства человека с составом животного и растительного населения Земли с показом совершенствования средств изучения животного и растительного мира (практика охотника, скотовода, земледельца и т. д., путешествия, экспедиции, микроскопия, музеи, биостанции, зоопарки, методы собирания и хранения животных и растений и т. д.); расширение знакомства с миром ископаемых организмов; расширение знакомства с распространением и условиями жизни организмов, с их взаимоотношениями и т. д.; наконец, совершенствование систематики животных и растений как сознательного стремления человечества разобраться в многообразии животного и растительного мира.
Проблема вторая — развитие представлений о строении и жизнедеятельности животных и растений. Сюда относятся: развитие знаний в области анатомии, сравнительной анатомии, эмбриологии, цитологии и гистологии, физиологии, механики развития параллельно с показом развития основных орудий исследования (лупа, микроскоп, микротом, микроманипулятор, микрофото- и кинематография, техника микроисследования, физиологическая методика, перевязки, сращивания, культура тканей и т. д.); развитие представлений о сущности и происхождении жизни.
Проблема третья — развитие эволюционной идеи в биологии. Сюда же включается развитие учения о наследственности и изменчивости.
Переходя непосредственно к вопросу о структуре раздела истории биологии, С. Л. Соболь отметил, что зритель должен иметь двойную возможность: он может при желании либо ознакомиться с состоянием биологии в целом в какой-либо конкретный период, либо же ознакомиться с развитием одной какой-либо проблемы на протяжении всей истории человечества.
Поэтому, продолжал автор, все экспонаты должны быть, грубо говоря, расположены в виде плоской сетки: если расположить по горизонтали сетки экспонаты, относящиеся к одной какой-либо теме и представляющие собой (идя, например, слева направо) последовательный исторический ряд объектов, демонстрирующих развитие данной темы, то по перпендикулярным к горизонталям линиям сетки должны расположиться объекты, относящиеся к разным темам, но к одному и тому же историческому периоду. По этой системе, заключал С. Л. Соболь, и должны быть расположены во Дворце техники экспонаты по истории биологии. Считая необходимым более четко раскрыть свою мысль он продолжал:
«Это только схема, и было бы, безусловно, неправильно понимать это так, будто бы здесь предлагается расположить объекты непрерывными прямолинейными рядами по геометрической сетке. Во-первых, это технически невыгодно, так как потребовало бы слишком большой площади. Во-вторых, и это основное, это не соответствовало бы исторической действительности... Это будут не прямые, а скорее весьма сложно и капризно извивающиеся, ветвящиеся и взаимно пересекающиеся кривые (речь идет о «горизонталях» сетки).»
Илизаров С.С. Документы из архива С.Л. Соболя по организации в СССР Музея истории науки и техники // Памятники науки и техники, 1982-1983 : [Сб. ст.] / АН СССР, ИИЕТ; Отв. ред. Н. К. Гаврюшин, Л. Е. Майстров. – М.: Наука, 1984. – 229 с. – с. 189-192.
Пример прислал и оформил Трушинский Анатолий Игоревич.
Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.
Дополнительные материалы
+ Плейлист VIKENT.RU из 9-ти видео:
РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ: ТВОРЧЕСКОЕ / КРЕАТИВНОЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
Ваша свободная подписка на ютуб-канал VIKENT.RU 1-м кликом
+ Ваши дополнительные возможности:
Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию 18 сентября 2022 года в 19:59 мск (воскресенье). Это принципиально бесплатный формат.
Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/
Изображения в статье
- Самуил Львович Соболь — советский историк биологии и переводчик / Фото из книги Соболь Самуил Львович: Материалы к биобиблиографии Вып. VIII. Янус-К, 2012. с. 53 & Изображение Micha с сайта Pixabay
- Изображение Lynn Greyling с сайта Pixabay
#vikent_ru #наука #биология #историянауки #культура #музей #музеиивыставки #дворецтехники #минт #музеимосквы