Это впечатления о Диксоне – столице Советской Арктики 30-х, а в начале 80-х, когда сложилось моё первое посещение, уже переживающем транспортно-экономический упадок, посёлке на трассе Севморпути. Пришли мы туда на архангельском лесовозе «Белозерсклес», которому поручили доставить генгруз в Хатангу и Тикси - то есть, из Европы в Азию. На Диксоне тогда располагался штаб ледовых операций Западного сектора Арктики, откуда нам предписали подождать «свободного ледокола». Ждали мы едва ли не полторы суток. Тем и воспользовались, чтобы повидать местных полярников, высадившись на скалистый берег легендарного Диксона.
Из Архангельска мы добрались быстро – льда в Карском море не было, и первое, что ошарашило, строчка на вывеске местной почты, куда мы направились первым делом, а также текст на телеграммных бланках: «Посёлок Диксон Красноярского края». В материковой части страны Красноярск обычно представлялся нам далью великой, как и всё, что располагается за Уралом. А тут, всего-то два с половиной суток спокойного хода и вот он - Диксон Красноярский край! Мы обалдели! Хотя всё просто: чем выше параллели, тем короче расстояние от долготы к долготе!
Рабочий день. На причале, ближе к береговой черте, грузчики разбирались с «кубиками» металлических контейнеров. Работали автокран и пара грузовиков. Всё вполне привычно, как вдруг в звуковую картину решительно вторглись громкие и совсем не индустриальные звуки – замычали коровы. В краю полярной зоны на коровье мычанье невозможно не обратить внимание. С крыльца почты открылась картина: вдоль главной улицы посёлка, обходя тягачи и автомашины вдоль обочин, двигалось довольно крупное стадо бурёнок. Возглавлял их бык, как нам показалось в скверном состоянии духа. У контейнеров он остановился и угрюмо уставился на грузчиков в оранжевых жилетах и с красными касками на головах.
- Ну, и чо глаза вылупил? - спросил его старший грузчик. Бык, поразмышляв, попереминался с ноги на ногу, и опустил голову, огласил улицу диким рёвом.
- Иди отсюда, с-с-скотина! - заявил ему старший грузчик, и сам, по-моему, перепугавшись. Быку не понравилось. Он мотнул головой и сделал пару шагов к своему собеседнику. Собеседник мигом очутился на подножке грузовика и дико заорал неизвестно кому, поскольку все остальных в ужасе унесло за контейнеры:
- Дайте! Дайте мне дрын! Или держите меня крепче, не то убью эту скотину!
Бригаду трясло от страха и естественно, никто его не держал. И дрына тему тоже никто не выдал. Бык сделал ещё два шага. Старший грузчик разразился потоком матерщины и в миг оказался уже кузове грузовика. Бык с удивлением посмотрел на этот стремительный акробатический кульбит и видимо, он его удовлетворил – «скотина» присоединилась к стаду.
Вдогонку ей из кузова вперемежку с обильным матом:
- Что, зассал кипятком, холмогорская морда?! Нас вологодских на испуг не возьмёшь!
Всё остальное касательно стада холмогорских бурёнок на Диксоне (с размышлениями о покорении коровами широт Арктики) я уже рассказывал в одной из заметок, опубликованных выше.
Диксон насквозь «прошит» теплотрассами, которые «зашиты» в дощатые кожухи. Это святое – зимой без них не выжить. По «кожухам» ходят как по тротуарам. Главная улица посёлка, мы так поняли, пролегает от тепловой станции на берегу, вдоль нескольких портовых пирсов, почты, администрации порта и сворачивает налево.
На улицах неопрятно от угольной пыли, шлака и мазутных луж. Стоят несколько пятиэтажных домов, поставленных на свайное основание. Смотрится необычно и даже восхищает – как же в вечную мерзлоту вбивали столь могучие конструкции? А ведь вбили-таки! Советская наука и наш стройбат - сила! На стене пятиэтажки красный плакат: «Берегите и охраняйте легкоранимую экологию Арктики»!
Об экологии. На Диксоне – невообразимое количество металлолома. Он здесь везде! Чёрный и цветной! Ржавый и свежий! Кажется, от его обилия человек, прибывший с материка, может сойти с ума: автомобили, тягачи, дизели и генераторы, катера, буксиры и портовые краны, сложные и простейшие конструкции, аппаратура и конечно, его Величество – тысячи, если не миллионы, 200-литровых топливных бочек. Уже в наше время слышал восторженные ахи столичной публики о том, что наш президент объявил генеральную «зачистку» Арктики от утиля, выбрав один из островов на Земле Франца-Иосифа. Дескать, это только начало! А где конец?! – спросить бы. Выбранный президентом на ЗФИ остров – это капля в море! С 20-х годов ХХ века сюда, на Севморпуть навечно завозился металл - миллиарды тонн, он разбросан по всей территории нашей Арктики. А это миллионы квадратных километров! Если уж вывозить нужны совершенно новые технологии и фантастический бюджет на многие пятилетки.
Добрались до северной окраины по зашитой теплотрассе. Там траулер «Монголия» на борту лежит, скучает. Эх, «Монголия» - земляк! Когда-то этот, большой морозильный траулер типа «Маяковский» - головной в Архангельске, передали передовому капитану тралфлота Зосиме Веселкову. На нём он ставил рекорды по части тресковых уловов, промышляя в море Баренца и у Ньюфаундленда. О них, кто только не писал из областных журналистов, а их коллеги-телевизионщики, верно, отсняли о том же не один километр киноплёнки! И вот печальный финал заслуженного старика: списали и не нашли ничего лучшего, как забить его трюмы пустыми баллонами из-под ацитилена и приволочь сюда, на край земли. Неужто для разделки на СРЗ места не нашлось? А место, где гниёт некогда передовой траулер тоже называется невесело – бухта Могильная - будто специально гидрографы с названием подгадали.
Пожалуй, самое историческое место Диксона, к тому же облюбованное заезжими репортёрами – монумент на могиле Тессема и метрах в пяти от него - памятный крест шхуны «Веслекари», на месте, где обнаружили тело несчастного норвежца. История такая: в 1925-м великий Амундсен ушёл в плавание на шхуне Maud c международной экспедицией, хотел, было, воткнуться во льды, чтобы они шхуну пообжимали-потаскали в околополюсном пространстве. Не вышло - в центр Ледовитого океана Maud не унесло, она продрейфовала вплоть до Аляски и затратила на это дело аж пять лет. А на второй год плавания, когда шхуна зимовала у Таймыра, два моряка – Петер Тессем и Пауль Кнудсен с разрешения Амундсена покинули судно, чтобы по льдам и суше добраться до Диксона. Взяли научные документы, запас продуктов и пошли. Но не дошли. Ещё бы – около тысячи километров! Их долго искали, и нашли, сначала место гибели одного у кострища на мысе Приметный, а потом другого, которому всего-то оставались километр-два до русской метеостанции на Диксоне. Долго разбирались, кто из них Кнудсен, а кто Тессем. Только с помощью генетики и спектрального анализа спецов советской Прокуратуры, наконец, разобрались. Памятный крест установили моряки норвежского поискового судна «Веслекари».
А в считанных метрах от печального гранитного монумента и креста «Веслекари» – высится искусственная груда камней – целая сопка – на ней размещён мемориал памяти тех, кто в 1942-м оборонял Диксон от фашистсткого тяжелого крейсера Admiral Scheer.
История довольно известная, но есть и вопрос: как такому вооружённому до зубов гиганту удалось незамеченным отмахать от норвежских фъордов вплоть до ледовых полей в проливе Вилькицкого, куда шёл он громить конвой ЭОН-18? Историки, как правило, ответа на него избегают. Единственно Иван Дмитриевич Папанин в своих мемуарах откровенно признаёт: разведка Северного флота фашистского пирата прозевала.
В центре Диксона памятник Никифору Алексеевичу Бегичеву. Очень представительный монумент. Это знаменитый русский промысловик-полярник и к слову, тот, кто обнаружил останки Кнудсена и тело Тессема. Был награждён королём Норвегии за эти находки. Именем его названы два острова на подходе к Хатангскому заливу – Большой и Малый. Умер во время одной из цинготных зимовок на берегу реки Пясины.
Остров Конус. Он в центре портовой акватории. Угольная база Диксона. Каких только пароходов не приняла она за эти годы! Тысячи! Почему его так странно поименовали, выяснить не удалось.
Местный гастроном. Чего только тут нет! Изысканные продтовары, каких и в столичном Елисеевском не сыскать! Но как восклицал в ресторане Киса Воробъянинов, - «Однако цены!».
Аэродром Диксона на острове. Связь с посёлком держит пассажирский катер «Вега». Всякий приход (прилёт) с большой Земли – событие. На причале собирается толпа. Здесь обмениваются свежими анекдотами и новостями. Последняя новость такова…
«Выпивка на Диксоне всегда была. Другое дело – купить её порой не на что. Вот как-то техник с аэродрома и геофизик – летел он с Земли Франца-Иосифа, да застрял на Диксоне, на «Чкалове» выменяли они на гольца бутылку и сразу в столовку. А столовка у нас на Диксоне особая – днём она столовка, а вечером кафе-бар. Верховодит там некая Жанна, говорили, мол, бывшая стюардесса. Днём она на кассе, а вечером за стойкой бара.
- Жанна, дай стакан.
Стюардесса по имени Жанна подозрительно:
- Зачем?
Техник даже обалдел:
- Как зачем? Выпить.
- Тогда и выпивку покупайте. Не то стакана не дам.
Тут техник, он попроще был, геофизику:
- Ты прямотоком будешь?
- Это как?
- Из горла.
Геофизики – народ, конечно, тоже простой, но не до такой же степени!
- Не могу. Я питерский интеллигент в третьем поколении. Память о дедушке не позволяет.
- Тогда извини, говорит техник, у которого все уродились из пролетариев, и разом отхлёбывает ровно половину бутылки.
Геофизик облизнулся и видит – на столе ваза стоит. У нас там вазы на столах, в них всякая тундровая икебана. Он её вытащил и вторую часть бутылки туда вылил. Хвать вазу, а она через днище изнутри на шуруп к столешнице прикручена – чтоб не спёрли. Вот картина-то! Стюардесса Жанна верещит как резаная, а питерский интеллигент стол за края облапал, рванул на себя, поднял и могучими глотками из вазы хлебает!
Когда стол на место поставил: «Извините за беспокойство!».
Интеллигентность, её ведь не пропьёшь!»
Стены пирса в порту Диксона выкладывались из крупного камня. Те, что самые большие и с ровной поверхностью, как правило, расписаны белой эмалью ПФ памятными автографами типа «Здесь был Вася», «ДМБ», «Аня (Таня), люблю тебя». Даты от времён покорения Арктики. Больше всего запомнилось поэтическое, нанесённое высоко и на практически отвесной скале (с особым альпинистским снаряжением надпись малевали, не иначе): «Скажи! А чайки тоже умирают, когда их море предаёт?!».
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.