Нашла этот урок в своих давнишних папках и вспомнила, как его проводила. Это была очень тщательная и кропотливая работа с текстом. Думаю, материал (полностью или частично) может пригодиться в работе многим.
Не буду расписывать весь урок: его цели, задачи, этапы и прочее (это каждый учитель сделает сам). Поделюсь только идеей и результатом работы.
"Реквием" - произведение сложное во всех отношениях: от личной драмы Ахматовой и истории создания поэмы до проблематики, идеи и художественного своеобразия. Чтобы понять "Реквием", нужна тщательная проработка текста. Именно такую задачу я ставила на этот урок.
План анализа каждой части произведения
- Название части.
- Дата написания.
- Основные образы.
- Основная тема, мотив.
- Образ автора (лирического героя).
- Параллели с историей, литературой, фольклором.
- Художественные особенности.
Мы с ребятами внимательно читали текст, обсуждали, цитировали, а выводы кратко заносили в таблицу. Работа, насколько я помню, заняла полных два урока с учетом, что ученики работали в группах, а часть заданий давалась на дом.
Здесь представлю только сам результат работы. К сожалению, формат статьи в Дзене не дает возможности опубликовать таблицу, поэтому я прубликую ее фрагмент в текстовом виде (для ознакомления). Полностью файл с таблицей вы можете скачать в моей группе ВКонтакте (ссылка в конце статьи).
Часть 1. Эпиграф
- Дата написания: 1961.
- Основные образы: поэт, народ, страшное время.
- Основная тема, мотив: сплочение судеб поэта и народа.
- Образ автора: личная трагедия – общая трагедия.
- Параллели с историей, литературой, фольклором: отрывок из стихотворения самой Ахматовой «Так не зря мы вместе беседовали…»
- Художественные особенности: повтор слов «чуждый» и «народ» (дважды).
Часть 2. «Вместо предисловия»
- Дата написания: 1955.
- Основные образы: «страшные годы ежовщины», «тюремные очереди», женщина в очереди, «что-то вроде улыбки», обещание.
- Основная тема, мотив: клятва.
- Образ автора: реализует миссию.
- Художественные особенности: написано прозой для привлечения особого внимания.
Часть 3. «Посвящение»
- Дата написания: 1940.
- Основные образы: «тюремные затворы», «смертельная тоска», «Ключей постылый скрежет», «шаги тяжелые солдат», «по столице одичалой», «мертвых бездыханней», «солнце ниже и Нева туманней», «надежда», «приговор», «идет…шатается…одна», «невольные подруги».
- Основная тема, мотив: реалии страшного времени; мотив унижения, безысходности.
- Образ автора: «Смертельная тоска», надежда.
- Параллели с историей, литературой, фольклором: сравнение с образами декабристов и обращение к пушкинским строкам: «каторжные норы».
- Художественные особенности: гипербола (первые строки + «мертвых бездыханней») ; эпитеты: («смертельная» тоска, «постылый» скрежет, «одичалая» столица, «осатанелых» лет и др.); сравнения («как к обедне ранней», «словно с болью жизнь из сердца вынут», «словно грубо навзничь опрокинут»).
Часть 4. «Вступление»
- Дата написания: 1935.
- Основные образы: «ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград», «осужденных полки», «безвинная корчилась Русь», кровавые сапоги, шины черных марусь.
- Основная тема, мотив: Родина.
- Образ автора: страх и ненависть.
- Художественные особенности: гротеск (первое четверостишие).
Часть 5. «Уводили тебя на рассвете»
- Дата написания: 1935.
- Основные образы: «уводили тебя на рассвете»; образ страдающих матерей.
- Основная тема, мотив: мотив общего плача, воя.
- Образ автора: страдание матери.
- Параллели с историей, литературой, фольклором: «стрелецкие женки».
- Художественные особенности: народный плач.
Часть 6. «Тихо льется тихий Дон»
- Дата написания: 1938.
- Основные образы: «Желтый месяц», одинокая больная женщина, «муж в могиле, сын в тюрьме».
- Основная тема, мотив: страдание, одиночество, личное горе.
- Образ автора: о себе пишет в третьем лице, это уже не женщина, а тень.
- Параллели с историей, литературой, фольклором: гоголевский образ – «желтый месяц входит в дом».
- Художественные особенности: фольклорные мотивы.
Часть 7. «Нет, это не я, это кто-то другой страдает»
- Дата написания: 1938.
- Основные образы: ночь, страдание.
- Основная тема, мотив: страдание, доходящее до предела.
- Образ автора: не узнает сама себя, такое невозможно вынести человеку.
- Художественные особенности: отсутствие рифмы, назывное предложение «Ночь».
Часть 8. «Показать бы тебе насмешнице»
- Дата написания: 1938.
- Основные образы: сопоставление образа юной «насмешницы», «любимицы всех друзей», «веселой грешницы» и образа «трехсотой, с передачею» стоящей под Крестами.
- Основная тема, мотив: мотив прошлого и настоящего, счастья и несчастья.
- Образ автора: узнаваемы биографические факты; с ужасом узнаем себя в прежнем образе.
- Параллели с историей, литературой, фольклором: Кресты – тюрьма; Царское село – там училась Ахматова в гимназии.
- Художественные особенности: обрывающаяся последняя строфа, многоточие.
Часть 9. «Семнадцать месяцев кричу»
- Дата написания: 1939.
- Основные образы: «семнадцать месяцев», «кидалась в ноги палачу», сын.
- Основная тема, мотив: неопределенность, страх за судьбу сына, попытки помочь ему, плохие предчувствия.
- Образ автора: отчаяние матери.
- Параллели с историей, литературой, фольклором: «И скорой гибелью грозит огромная звезда» (возможно, кремлевская звезда).
- Художественные особенности: многосоюзие (И).
Продолжение - в файле, который вы можете скачать здесь.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" в группе ВК.