Найти в Дзене

Материал для урока литературы в 11 классе по "Реквиему" Ахматовой

Оглавление

Нашла этот урок в своих давнишних папках и вспомнила, как его проводила. Это была очень тщательная и кропотливая работа с текстом. Думаю, материал (полностью или частично) может пригодиться в работе многим.

Не буду расписывать весь урок: его цели, задачи, этапы и прочее (это каждый учитель сделает сам). Поделюсь только идеей и результатом работы.

"Реквием" - произведение сложное во всех отношениях: от личной драмы Ахматовой и истории создания поэмы до проблематики, идеи и художественного своеобразия. Чтобы понять "Реквием", нужна тщательная проработка текста. Именно такую задачу я ставила на этот урок.

План анализа каждой части произведения

  1. Название части.
  2. Дата написания.
  3. Основные образы.
  4. Основная тема, мотив.
  5. Образ автора (лирического героя).
  6. Параллели с историей, литературой, фольклором.
  7. Художественные особенности.

Мы с ребятами внимательно читали текст, обсуждали, цитировали, а выводы кратко заносили в таблицу. Работа, насколько я помню, заняла полных два урока с учетом, что ученики работали в группах, а часть заданий давалась на дом.

Здесь представлю только сам результат работы. К сожалению, формат статьи в Дзене не дает возможности опубликовать таблицу, поэтому я прубликую ее фрагмент в текстовом виде (для ознакомления). Полностью файл с таблицей вы можете скачать в моей группе ВКонтакте (ссылка в конце статьи).

Часть 1. Эпиграф

  • Дата написания: 1961.
  • Основные образы: поэт, народ, страшное время.
  • Основная тема, мотив: сплочение судеб поэта и народа.
  • Образ автора: личная трагедия – общая трагедия.
  • Параллели с историей, литературой, фольклором: отрывок из стихотворения самой Ахматовой «Так не зря мы вместе беседовали…»
  • Художественные особенности: повтор слов «чуждый» и «народ» (дважды).

Часть 2. «Вместо предисловия»

  • Дата написания: 1955.
  • Основные образы: «страшные годы ежовщины», «тюремные очереди», женщина в очереди, «что-то вроде улыбки», обещание.
  • Основная тема, мотив: клятва.
  • Образ автора: реализует миссию.
  • Художественные особенности: написано прозой для привлечения особого внимания.

Часть 3. «Посвящение»

  • Дата написания: 1940.
  • Основные образы: «тюремные затворы», «смертельная тоска», «Ключей постылый скрежет», «шаги тяжелые солдат», «по столице одичалой», «мертвых бездыханней», «солнце ниже и Нева туманней», «надежда», «приговор», «идет…шатается…одна», «невольные подруги».
  • Основная тема, мотив: реалии страшного времени; мотив унижения, безысходности.
  • Образ автора: «Смертельная тоска», надежда.
  • Параллели с историей, литературой, фольклором: сравнение с образами декабристов и обращение к пушкинским строкам: «каторжные норы».
  • Художественные особенности: гипербола (первые строки + «мертвых бездыханней») ; эпитеты: («смертельная» тоска, «постылый» скрежет, «одичалая» столица, «осатанелых» лет и др.); сравнения («как к обедне ранней», «словно с болью жизнь из сердца вынут», «словно грубо навзничь опрокинут»).

Часть 4. «Вступление»

  • Дата написания: 1935.
  • Основные образы: «ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград», «осужденных полки», «безвинная корчилась Русь», кровавые сапоги, шины черных марусь.
  • Основная тема, мотив: Родина.
  • Образ автора: страх и ненависть.
  • Художественные особенности: гротеск (первое четверостишие).

Часть 5. «Уводили тебя на рассвете»

  • Дата написания: 1935.
  • Основные образы: «уводили тебя на рассвете»; образ страдающих матерей.
  • Основная тема, мотив: мотив общего плача, воя.
  • Образ автора: страдание матери.
  • Параллели с историей, литературой, фольклором: «стрелецкие женки».
  • Художественные особенности: народный плач.

Часть 6. «Тихо льется тихий Дон»

  • Дата написания: 1938.
  • Основные образы: «Желтый месяц», одинокая больная женщина, «муж в могиле, сын в тюрьме».
  • Основная тема, мотив: страдание, одиночество, личное горе.
  • Образ автора: о себе пишет в третьем лице, это уже не женщина, а тень.
  • Параллели с историей, литературой, фольклором: гоголевский образ – «желтый месяц входит в дом».
  • Художественные особенности: фольклорные мотивы.

Часть 7. «Нет, это не я, это кто-то другой страдает»

  • Дата написания: 1938.
  • Основные образы: ночь, страдание.
  • Основная тема, мотив: страдание, доходящее до предела.
  • Образ автора: не узнает сама себя, такое невозможно вынести человеку.
  • Художественные особенности: отсутствие рифмы, назывное предложение «Ночь».

Часть 8. «Показать бы тебе насмешнице»

  • Дата написания: 1938.
  • Основные образы: сопоставление образа юной «насмешницы», «любимицы всех друзей», «веселой грешницы» и образа «трехсотой, с передачею» стоящей под Крестами.
  • Основная тема, мотив: мотив прошлого и настоящего, счастья и несчастья.
  • Образ автора: узнаваемы биографические факты; с ужасом узнаем себя в прежнем образе.
  • Параллели с историей, литературой, фольклором: Кресты – тюрьма; Царское село – там училась Ахматова в гимназии.
  • Художественные особенности: обрывающаяся последняя строфа, многоточие.

Часть 9. «Семнадцать месяцев кричу»

  • Дата написания: 1939.
  • Основные образы: «семнадцать месяцев», «кидалась в ноги палачу», сын.
  • Основная тема, мотив: неопределенность, страх за судьбу сына, попытки помочь ему, плохие предчувствия.
  • Образ автора: отчаяние матери.
  • Параллели с историей, литературой, фольклором: «И скорой гибелью грозит огромная звезда» (возможно, кремлевская звезда).
  • Художественные особенности: многосоюзие (И).

Продолжение - в файле, который вы можете скачать здесь.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" в группе ВК.