Найти в Дзене

Дом в Старосадском переулке помнит Достоевского

Для многих это здание – не ГПИБ, а просто «Историчка». Историку с первого месяца учебы до боли знаком Старосадский переулок и это здание… Всю жизнь его фасад был окрашен в желтый цвет, теперь же Историческая библиотека стала темно-красной (№9с1). На заднем плане – еще один, грязно-белый корпус в стиле «стекло и бетон», там выдают периодику (№9с3). Войдем во двор – и будет неожиданный сюрприз: остаток южного фасада двухсотлетней давности. Его раскрыли и выделили особым цветом всего несколько лет назад. В другом, недоступном дворе позади библиотеки открыли остатки барочных наличников. Сколько же лет этому зданию? Среди библиотекарей ходил рассказ, что это дом тетушки Грибоедова и что племянник тут читал ей «Горе от ума». Миф был развеян. Оказалось, дом №9с1 принадлежал не тете, а дяде и не Грибоедова, а Достоевского. Но расскажу обо всем по порядку! В палатах Первым известным хозяином тут был таможенник. В 1672 году двор принадлежал Якову Байбакову – подьячему Померной избы (в которой со
Оглавление

Для многих это здание – не ГПИБ, а просто «Историчка». Историку с первого месяца учебы до боли знаком Старосадский переулок и это здание… Всю жизнь его фасад был окрашен в желтый цвет, теперь же Историческая библиотека стала темно-красной (№9с1). На заднем плане – еще один, грязно-белый корпус в стиле «стекло и бетон», там выдают периодику (№9с3).

Войдем во двор – и будет неожиданный сюрприз: остаток южного фасада двухсотлетней давности. Его раскрыли и выделили особым цветом всего несколько лет назад.

Слева старый корпус Исторической библиотеки (красный) с фасадом древнего особняка (желтый), правее - современная часть библиотеки (белая). Фотография автора
Слева старый корпус Исторической библиотеки (красный) с фасадом древнего особняка (желтый), правее - современная часть библиотеки (белая). Фотография автора

В другом, недоступном дворе позади библиотеки открыли остатки барочных наличников. Сколько же лет этому зданию?

Среди библиотекарей ходил рассказ, что это дом тетушки Грибоедова и что племянник тут читал ей «Горе от ума». Миф был развеян. Оказалось, дом №9с1 принадлежал не тете, а дяде и не Грибоедова, а Достоевского. Но расскажу обо всем по порядку!

В палатах

Первым известным хозяином тут был таможенник. В 1672 году двор принадлежал Якову Байбакову – подьячему Померной избы (в которой собирали пошлины с зерна, ввозимого в Москву). Каменные палаты появились в первой половине XVIII века. Их своды теперь можно видеть в интерьерах. Кое-где кирпичи потемнели: огонь прокатился по этим краям и в 1737, и в 1812 году.

Старая кладка в интерьере, фото из журнала Исторической библиотеки
Старая кладка в интерьере, фото из журнала Исторической библиотеки

Одноэтажные барочные палаты на подклете уже есть на плане 1756 года, тогда они принадлежали некоему Иванову, коллежскому асессору из Вотчинной коллегии. Полвека спустя, 1802 году, дом перестраивает бригадир Измайлов, и с тех пор этажей было – три. Особняк стоял торцом к переулку, а фасад смотрел на юг, в сторону церкви святого Владимира.

Вдоль переулка, где теперь вход в Историчку, в то время тянулись одноэтажные службы.

После Наполеонова пожара, при майоре Вакселе, обгоревшую усадьбу ремонтируют. Тогда над входом появляется ампирная терраса с балюстрадой и двойной лестницей. При Достоевском главный фасад выглядит примерно так:

Реконструкция особняка Куманиных в первой половине XIX века, из журнала Исторической библиотеки
Реконструкция особняка Куманиных в первой половине XIX века, из журнала Исторической библиотеки

Куманины и Достоевские

Ветеран 1812 года врач Михаил Достоевский вылечил жившего в этом переулке богача Александра Куманина от тяжелой болезни. Купец и врач женились на родных сестрах, а потом Куманин стал крестным отцом Федора Михайловича (1821 год).

Из-за какой-то мелочи два свояка рассорились, и дружба охладела. Но когда Михаила убили собственные крепостные и Достоевские вдруг остались круглыми сиротами без денег (1839 год), чета Куманиных о каждом позаботилась. Юноши получали образование на куманинский кошт, девушки – образование и приданое.

Александр Алексеевич Куманин
Александр Алексеевич Куманин

Эту усадьбу «именитый гражданин» Александр Куманин купил в 1828 году и в ней прожил 35 лет. Федор Михайлович часто бывал в этих стенах, а младшие из сирот – тут воспитывались. Как вспоминает в мемуарах брат писателя,

Прийдя от всенощной и дожидаясь ужина, мы часто сиживали на балконе, выходящем в сад 3-го этажа. С этого балкона видна была вся Москва, и все Замоскворечье, и при темноте ночной были ясно обозначаемы иллюминованные колокольни тех церквей, в которых был праздник... Днем же с высоты этого балкона дядя, сидя в кресле, часто смотрел в большую зрительную трубу (телескоп) на привлекательные виды Москвы...

Балкона давно нет, но виды и теперь прекрасные! Дошла до нас дядюшкина гостиная – это теперь читальный зал Отечественной истории. Так что специалисты по истории России сидят в одной комнате с Достоевским.

Молодой Достоевский, рисунок Константина Трутовского
Молодой Достоевский, рисунок Константина Трутовского

В этот же дом лет спустя попали книги, которые держал в руках писатель, и большое книжное собрание его вдовы.

Теперь вернемся к доброму дяде и тете! К Куманиным судьба была немилосердна: Александр Алексеевич последние годы жизни провел в кресле, Александра Федоровна – тоже болела.

Федор Михайлович должен был тяжело все это пережить: особенно любил он тетушку (хотя, бывало, и подтрунивал). Писатель вывел ее в «Игроке» в лице старушки, проигравшей половину состояния в рулетку.

Александра Федоровна Куманина (в молодости)
Александра Федоровна Куманина (в молодости)

В самом конце жизни Александра Федоровна впала в маразм, почти разучилась говорить и повторяла только одно слово: «ключики, ключики!». После ее кончины (1871 год) остатки состояния Куманиных сделались яблоком раздора в семье Достоевских. Десять лет спустя, при бурном объяснении с сестрой, у Федора Михайловича пошла горлом кровь. Как полагают, это происшествие приблизило смерть гения.

Что же касается Куманинского дома, то он тридцать лет спустя был сильно перестроен для Общества приказчиков, а в 1938 году тут открылась Историческая библиотека… но это уже совсем другая история. Продолжить?

Дом, где у брата останавливался Салтыков-Щедрин, фотография автора
Дом, где у брата останавливался Салтыков-Щедрин, фотография автора

Забавно, что два здания, связанные с Достоевским и с Салтыковым-Щедриным, стоят напротив, через переулок, словно пара часовых. Рядом – еще и дом, в котором жил Мандельштам.

UPD. Добавил продолжение, про Историчку!

Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить!

#история #культура #литература #достоевский #москва #история москвы #старые дома #библиотеки #краеведение