Первый шаг к снижению пищевых потерь и отходов – проанализировать на каком этапе они образуются и почему. Причем, это работает как на уровне государства и компаний, так и на уровне потребителя. Например, можно поставить эксперимент и дома вести дневник пищевых отходов, в котором фиксировать, что выбросили и почему. Разобравшись в причинах, можно сосредоточиться на их устранении, а значит реально снизить объемы продуктов, отправляющихся в мусорное ведро.
По такому пути пошел Таллинский центр Стокгольмского института окружающей среды (SEI Tallinn). В 2020-2021 гг. он провел масштабное исследование пищевых отходов и потерь в Эстонии. По данным исследования, ежегодно в стране образуется около 167 тыс. тонн пищевых отходов или 127 кг на душу населения в год. Почти половина (!) из этого объема – продукты, пригодные для употребления.
В исследовании уделяется внимание каждому этапу цепи поставок, на котором образуются пищевые потери: от выращивания и производства до розничной продажи и конечного потребления. По данным отчета, почти 48% выброшенной еды приходится на домохозяйства, 19% на пищевые производства, 14% на сельское хозяйство, 12% на розничную торговлю и 7% на общепит и кейтеринг. Интересно, что фрукты и овощи – самый часто выбрасываемый тип продукта почти на всех этапах.
Остановимся на некоторых подробнее.
Домохозяйства
Ежегодно жители Эстонии выбрасывают 81 тыс. тонн еды стоимостью 98 млн евро. Чаще всего в помойку отправляются овощи (32% выбрасываемого), готова еда (22%), фрукты и ягоды (18%). Примерно половину продуктов выбрасывают, потому что они действительно испортились и непригодны для употребления. Остальная еда оказывается в мусорном ведре так как:
- слишком долго лежала (по этой причине выбрасывают 15% еды)
- у продукта вышел срок годности (11%)
- слишком много приготовили (6%)
- еда больше не нравится (6%)
- осталось на тарелке (5%)
Розничная продажа (ритейл)
Торговые сети в Эстонии выбрасывают 20 тыс. тонн еды в год, причем почти весь этот объем можно было бы предотвратить. Интересно, что объем выбрасываемого напрямую зависит от площади магазина. Один супермаркет или гипермаркет выбрасывает 46 тонн еды в год (это 126 кг в день!), магазин у дома – 11 тонн в год, минимаркет – 1,7 тонн в год. И хотя уже 12% всех непроданных продуктов питания направляется в банки еды и другие организации, которые их перераспределяют среди нуждающихся, объем пищевых отходов даже вырос по сравнению
с 2015 г.
Среди причин образования пищевых отходов в магазинах называют:
- ошибки в планировании закупок и низкая прогнозируемость спроса
- завышенные требования покупателей к продуктам (например, внешний вид овощей и фруктов)
- высокие цены
- ошибки сотрудников в размещении товара на полке
Что делать?
Для снижения объема выбрасываемой еды Таллинский центр Стокгольмского института окружающей среды рекомендует установить цели по снижению отходообразования на государственном уровне, создать стандарты по измерению и мониторингу объема пищевых отходов, а также развивать передачу остатков на фудшеринг и в банки еды.
Целиком исследование можно почитать тут.