🇩🇪📰Обзор немецких медиа
🗞Frankfurter Allgemeine Zeitung в статье по премиум-подписке «Долгое падение России» с удивлением и возмущением рассказывает о том, что российская экономика ещё не пала под гнётом санкции, но выражает надежду, что это бязательно произойдёт в обозримом будущем. Темой авторы не владеют, рассуждает штампами, все герои зарисовок явно вымышленные. Уровень упоротости: запредельный 🔴
Москва меняется во время летних каникул. Вместо привычной суеты, пробок и спешащих людей в городе царит уютная томность. Парки и скверы подстрижены до блеска и украшены пышными цветами, москвичи, не находящиеся на даче или на черноморском побережье, сидят в кафе или на скамейках в парках и выглядят довольными - даже в этом году. Полки супермаркетов ломятся от свежих овощей из Центральной Азии. Западные товары по-прежнему в изобилии, хотя некоторые из них стали намного дороже: от шоколада Milka и Ritter Sport до лапши Barilla и продукции Nivea. Если бы вы не знали, что полгода назад Кремль начал войну против Украины, которую в России принято называть «спецоперацией», и получил за это беспрецедентно жёсткие санкции Запада, вы бы ничего не заметили в российской столице. Лишь несколько плакатов восхваляют российских солдат, награждённых медалями, а на высотном здании в центре подсвеченные окна ночью образуют букву «Z», которая обозначает военную операцию.
В соответствии с фасадом беззаботного летнего счастья, не только российские агентства, но и международные организации, такие как Международный валютный фонд (МВФ), недавно улучшили свои прогнозы для российской экономики в этом году: вместо ожидавшегося весной 8% спада, МВФ теперь ожидает только -6%; Министерство экономики России ещё более оптимистично проонозирует -4,2%. Инфляция, которая весной составляла почти 18%, также опустилась ниже 15%. Санкции, по словам президента Владимира Путина и его пропагандистской машины, не возымели эффекта: если что и произошло, то российская экономика стала ещё сильнее.
Однако последствия войны уже давно оставили свой след. Экономика до сих пор не рухнула и вряд ли рухнет - слишком стабильным было её состояние до войны. Но в долгосрочной перспективе, по мнению большинства экономистов, карательные меры и изоляция отбросят российскую экономику на десятилетия назад, на гораздо более низкий и примитивный уровень, чем до войны. Без инноваций и новейших технологий, зависимая от импорта из Китая, с гораздо более низким качеством жизни, сильно отстающая от крупнейших экономик мира.
Предвестники такого развития событий видны уже давно. Например, московский филиал ресторана быстрого питания «Вкусно и точка!» (по-немецки «Lecker und Punkt!»), что-то вроде потомка McDonald's в России с тех пор, как американская компания быстрого питания продала 850 своих филиалов российскому бизнесмену. Магазин расположен на оживлённом углу на юго-западе столицы, напротив огромного торгового центра и недалеко от крупного железнодорожного вокзала. Тем не менее, в этот жаркий будний день в обеденное время почти ничего не происходит. Внутри горстка клиентов ждёт своих бургеров, снаружи на столах больше голубей, чем сидящих за ними людей.
Это может быть связано с праздниками. А может быть, это из-за сообщений, которые появились в Интернете вскоре после открытия «Вкусно и точка!». Согласно им, качество продукции значительно ухудшилось, булочки заплесневели, а срок годности соусов истек. Москвич-пенсионер, который обедал в McDonald's почти каждый рабочий день в течение 15 лет, теперь не заходит в это заведение, опасаясь пищевого отравления [б***ь, аааааа!!!! Он КАЖДЫЙ ДЕНЬ‼️обедал в Макдаке 15 ЛЕТ‼️, а теперь опасается за своё здоровье?! Ну что за упоротой это писал?! 😂– прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Он просто не доверяет российским компаниям, объясняет он извиняющимся тоном, потому что контроль качества не работает. Вы просто должны заплатить, чтобы пройти его. С крупными международными корпорациями, такими как McDonald's, дело обстоит иначе, говорит он. Теперь он ходит в KFC, который находится за углом и продолжает работать под старым названием.
В этот день почти нет жалоб от клиентов, которых не отпугнули сообщения СМИ. Бургеры и картофель фри «в порядке», вкус немного отличается от прежнего, но качество остаётся прежним. Молодая женщина только сожалеет, что до сих пор нет заменителя Биг-Мака, а Михаил, которому за 30 и который владеет небольшой IT- и рекламной компанией, хотел бы пить кока-колу из стаканчика, но она продаётся только в бутылках. На вопрос, ощущает ли он последствия санкций где-либо еще, Михаил отвечает на удивление чётко: конечно, ощущает, например, в своей компании, где раньше работали многие украинские IT-специалисты и дизайнеры, которые больше не хотят этого делать. А российский рынок уже стал намного меньше. Михаилу пришлось уволить восемь руководителей проектов, потому что все проекты были приостановлены. Вместо этого он нанял менеджеров по продажам для привлечения новых заказов. Михаил считает, что война, которую он также называет войной, была ошибкой.
Сидящему за одним столиком Александру тоже не на что жаловаться в плане еды, и он тоже уже ощущает последствия санкций: в его автосалоне уже почти не продаются автомобили. Покупка новой машины становится роскошью, с горечью говорит Александр: «Через пять лет мы все будем ездить только на российских марках». С момента акатки на Украину в конце февраля его собственная месячная зарплата сократилась с эквивалента чуть менее €2000 до всего €500.
В тех немногих официальных экономических показателях России, которые всё ещё публикуются, такие изменения едва заметны: по их словам, безработица остаётся на низком уровне, а реальные располагаемые доходы россиян пока почти не снизились. Но на самом деле этого не может быть, считает российский экономист Рубен Ениколопов, весной эмигрировавший в Испанию: данные также показывают, что расходы населения в последние месяцы резко сократились, а сбережения не выросли. «Деньги должны быть где-то, мы просто не знаем, где именно». По его словам, безработица пока не растёт, потому что промышленность всё ещё пожинает плоды своих хорошо укомплектованных складов, а заводы, которые уже простаивают - например, в автомобильной промышленности - не уволили своих сотрудников, как это обычно бывает в кризисных ситуациях в России, а отправили их в отпуск или урезали зарплату. Но Ениколопов считает, что это будет работать ещё только несколько месяцев, затем официальная безработица также будет расти.
Группа исследователей из Йельского университета под руководством экономиста Джеффри Зонненберга также считает, что некоторые цифры российских статистических органов не заслуживают доверия: делается вид, что Россия мало страдает от санкций. То, что экономика не рухнула полностью, авторы также объясняют «огромным пакетом фискальных и монетарных мер» со стороны Кремля. Правительство было вынуждено ввести одни из самых строгих в мире мер контроля за движением капитала, что искусственно укрепило рубль.
Путин также наводнил российский рынок государственными деньгами - как он это делал в предыдущие кризисы, например, во время пандемии. Это включало прямые выплаты семьям, пенсионерам и военнослужащим, а также национализацию компаний, государственные субсидии на ипотеку и кредиты или субсидированное списание долгов. В первом квартале 2022 года правительство увеличило расходы на инфраструктуру на 35%. Путин всё ещё может смягчить некоторые проблемы таким образом. Но этот чрезмерный уровень расходов не является приемлемым для Кремля в долгосрочной перспективе, считают Зонненберг и его коллеги.
Что происходит, когда склады пустеют, уже можно наблюдать на российских рынках электроники: западные и корейские смартфоны сегодня вытесняются некачественными китайскими [может, сказать им, что Apple делается в Китае, а Huawei и Xiaomi будут во многих аспектах потехнологичнее и западных и коррейских брендов, а то журналист не в курсе – прим. «МП»]. Подобные изменения, вероятно, произойдут и в других секторах экономики в ближайшем будущем. В долгосрочной перспективе технологические санкции больше всего ослабят российскую экономику, считает эксперт по России Германского совета по международным отношениям Штефан Майстер: «Основа большинства отраслей промышленности всё ещё советская. Высокие технологии закупаются за рубежом». Многие высокие технологии, импортируемые с Запада, невозможно заменить.
Микроэлектроника и современные технологии в нефте- и газодобыче, например, крайне необходимы. Это отбросит российскую экономику на десятилетия назад и поставит под угрозу её бизнес-модель. Кроме того, наблюдается значительная «утечка мозгов»: эмиграция более 300 000 россиян за рубеж лишает страну не только технологий, но и остро необходимых квалифицированных работников, как объясняет Хольгер Шмидинг, аналитик Berenberg Bank: «Те, кто уезжает, в основном принадлежат к молодой, предприимчивой и технически подкованной городской элите. Без них Россия будет ещё менее динамичной, чем раньше».
Где бы ни появлялись заменители западных товаров из Китая, это всегда сопровождается значительными потерями в качестве - и ростом зависимости, что ставит Китай в удобное положение, позволяющее ему определять цены на российские нефть и газ [чел, ты может ознакомишься с вопросом, прежде чем писать всякий бред? Может быть ты в курсе насчёт долгосрочных контрактов на поставки по «Силе Сибири»? – прим. «МП
Вряд ли это принципиально изменит тот факт, что отдельные оригинальные западные запчасти продолжают поступать в Россию обходными путями, несмотря на санкции и уход производителей. Это связано с тем, что такой «параллельный импорт», который юридически разрешен в России, не работает в больших масштабах из-за сложной логистики, и может обеспечить необходимое лишь в небольших количествах.
В краткосрочной перспективе, однако, более важной представляется другая проблема, которая уже становится очевидной: Россия получает гораздо меньше денег, чем в прошлом году, но в то же время тратит гораздо больше на свою войну [чел, читай хотя бы свои же немецкие газеты на тему того, сколько Россия получает – прим. «МП»]. Например, в июле доходы от продажи нефти и газа упали на 22% по сравнению с тем же месяцем прошлого года - несмотря на высокие цены на энергоносители. В основном это связано с тем, что Россия больше не поставляет газ многим европейским потребителям. Снижение также не является более выраженным, поскольку европейские потребители в настоящее время всё ещё покупают много российской нефти в связи с нефтяным эмбарго, которое скоро вступит в силу. Россия уже избавляется от своей нефти только с большой скидкой. Российская нефть марки Urals продается на мировом рынке на добрых $30 долларов за баррель (159 литров) дешевле, чем североморская нефть марки Brent.
Но даже те доходы, которые не имеют отношения к нефти и газу, в июле были на 29% ниже, чем за тот же период предыдущего года, в основном из-за отсутствия импорта, на который в противном случае можно было бы взимать тарифы. В июле это уже привело к дефициту бюджета. По мнению экономиста Ениколопова, эта тенденция будет продолжаться, и все чаще Кремль будет сталкиваться с проблемами финансирования. Однако крайне сложно сказать, хватит ли в какой-то момент денег на войну, поскольку экономия может быть достигнута в других местах. Это как старый советский анекдот, в котором отец говорит сыну, что водка подорожала. «Значит ли это, что ты теперь будешь меньше пить?», - спрашивает сын, на что отец отвечает: «Нет, это значит, что ты будешь меньше есть».
@Mecklenburger_Petersburger
Если вы хотите поддержать переводчика статей и хотите, чтобы материалы по платным подпискам ведущих немецких медиа, недоступные для свободного просмотра, появлялись на канале регулярно – это категорически приветствуется 😀👇
Поддержать проект Мекленбургский Петербуржец (исключительно по желанию)