Одним из достижений Советского Союза было принято считать запрет на эксплуатацию детского труда. При царе дети работали за гроши наравне со взрослыми. И лишь с июня 1882 г. закон установил запрет на работу детей до 12 лет, а для детей 12-15 лет ограничивал время работы 8 часами в день и запретил ночную и воскресную работу. Кроме того, законодательство Российской империи запрещало применение детского труда во вредных производствах.
Следует сказать, что, по воспоминаниям современников, этот закон не соблюдался и дети продолжали работать на металлургических заводах, дубильных производствах и в прочих местах с тяжелым трудом наравне со взрослыми, но за меньшую плату.
А при советском строе считалось, что дети стали учиться, получать образование, отдыхать и говорить спасибо вождям за "наше счастливое детство". Это не совсем так. Труд детей использовался и в Советском Союзе, причем либо за какие-то копейки, либо совершенно бесплатно. И этот детский труд был принудительным, а не добровольным.
Вспоминает Вадим Королев (уроженец Узбекистана):
"На хлопок забирали с 15 до 17 лет в сентябре принудительно и держали до конца октября. Кто увиливал, того исключали из учебного заведения. В это время холод собачий. Сбор хлопка шел двух видов. Чистый и подбор. Норма чистого от 50 до 100 кг. в день. Норма подбора ― в 2 раза больше.
Чистый ― это сбор ваты. Подбор ― сбор ошметков вместе с коробочками после машинной уборки. Сама коробка с хлопком пятиконечная, раскрытая, вата торчит снаружи. Цепляешь ее пятью пальцами и вытаскиваешь. Если мажешь пальцами и попадаешь по краям твердой коробки, то кричишь от боли. За секунду сборщик должен проходить руками по нескольким коробкам. Коробки находятся на уровне колен, поэтому собираешь скрючившись, поясница потом ноет. Я когда собирал, был небольшого роста, поэтому мне было легче. Сложнее было тюки таскать.
От холода пальцы скрючивались и болели от уколов твердой коробочки при сборе. При сборе чистого проверяющий проходил между грядками и если видел малейшее белое пятно, заставлял возвращаться и дособирать хлопок.
Хлопок собирался в тряпку в виде квадратной простыни, туда влазило 20 кг. Этот тюк необходимо оттащить на херман ― тележка с весами. Там учетчик записывал вес. При несоблюдении нормы, сборщика отправляли в наряд ― ночная топка печи или чистка казана. У местных норма была в несколько раз больше студенческой.
Работали мы как роботы. Подъем в 6 утра и до заката. Привлекали детей, из-за детского труда к Узбекистану вроде применялись международные санкции. Перед сбором хлопка поля обрабатывались химией, из-за нее листва осыпалась и оставалась палка-гузапая и коробка с хлопком. Химия била по здоровью сборщиков.
В пятнадцать лет я заработал 85 рублей за эти два месяца. Это был проклятый труд. 100 кг. хлопка ― это 25.000 коробочек в день. Мы все дружно ненавидели сбор хлопка и проклинали его. Мне потом долгие годы как кошмар снился этот сбор хлопка"
Но не только в Узбекистане, но и в других союзных республиках привлекали детский труд в сельском хозяйстве.
Вспоминает Андрей Евтюхов (Свердловская область):
"Начиная с 3 класса, каждую осень, по две-три недели нас освобождали от уроков и автобусами вывозили на колхозные поля, собирать картофель, свеклу капусту. Картофель мы собирали в контейнеры. Часто собирали в непогоду, мокрые овощи, то есть эта картошка и свекла вряд ли успевала добираться до магазинов, сгнивала еще на складах.
Работали мы бесплатно. Директор говорила, что это шефская помощь, а взамен колхозы предоставляют нашей школе бесплатно овощи для школьного питания. Но за питание со школьников брали по 3.50 руб. ежемесячно и было непонятно, в чем тогда эта бесплатность. Именно тогда я и понял, что в жизни есть несправедливость. Мы подозревали, что директор и завучи присваивают наши заработанные деньги себе."
Если Андрею Евтюхову с оплатой не повезло, то Дмитрию Носову из Набережных Челнов повезло больше.
Дмитрий Носов вспоминает:
"До 10 класса мы собирали картошку бесплатно, а в 10 классе на вырученные за сбор урожая деньги каждому из нас классный руководитель (учитель литературы) вручил по подарочной книге с дарственной надписью. Книги были дешевые, не дороже 1 рубля 80 копеек, но все равно было приятно..."
Этот детский труд являлся принудительным (никто не интересовался, хочет школьник или студент ехать на сбор урожая или нет, просто объявляли место сбора по факту и вывозили на поля, не поехать можно было только предоставив справку по мед.отводу), но в СССР на это закрывали глаза. Сейчас это звучит дико, а тогда подобные явления были в порядке вещей.