Американское онлайн издание Streetblog пишет о новом поколении городских активистов. Не все описанные ими варианты актуальны для нас, но есть один типаж, который идеально отвечает условиям современной России, в которой даже безобидные уличные акции оказались под запретом.
Для активистов старой школы уличные мероприятия были основой основ — они устаривали велозаезды и демонстрации, выстраивались в живые цепи, занимались партизанским благоустройством и так далее. В США и Европе такие акции устраивают до сих пор, а вот в современной России эксперименты в этой чреваты большими проблемами. Например, в Москве сняли все ковидные ограничения, а запрет на публичные акуции остался. Да и в целом настроение сейчас такие, что силовики могут прицепиться к любой ерунде. Легко получить штраф или даже административный арест.
Нам нужны новые инструменты. И они уже есть, причем, востребованы не только в тех частях света, где подавляется свобода собраний. Среди героев материла Streetblog — Марсель Моран, студент Беркли, и Стиверн Брайтч, инженер и графический дизайнер. В 2019 году они придумали преокт Transpo Maps, а их первой соместной работы стала карта автовладения в Сан-Франциско, по которой видно, сколько людей в разных социальных стратах обходится без машины. «На общественных случаниях побеждает тот, кто громче всех кричит. Но когда у тебя в руках есть цифры, тихие голоса звучат громче, — говорит Брайтч. — В этом и заключается наша работа».
В этом году у Transpo Maps появилась еще одна карта — на ней собраны истории и фотографии людей, погибших в ДТП. Сбор этой информации требует кучу сил и времени, но активисты считают, что дело того стоит — расчет на то, что карта поможет начать широкую дискуссию и заставит местных чиновников активней бороться с летальными ДТП.
Их похожих российских проектов можно вспомнить «Карту ДТП», которая показывает статистику ГИБДД в удобочитаемом виде, помогая вести разговоры о безопасности с цифрами в руках. Или Let’s bike it! с их подсчетами велосипедистов — без таких данных судить об эффективности велоинфрастуктуры просто невозможно, но никто, кроме активистов, пока этим не занимается.
Можно сказать, что настало золотое время для зануд и ботаников: если любите собирать данные и умеете показать их наглядно, можете сделать большое и полезное дело.