Медицинские центры, кафе, салоны красоты, фитнес-центры, мастерские по ремонту электроники – тысячи и тысячи малых и средних российских бизнесов основным каналом продвижения своих товаров и услуг считали Instagram (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России). С февраля по май его дневная аудитория упала с почти 40 до чуть более 11 млн посещений. Как дальше жить и продвигаться в интернете? Рассказываем.
К родным берегам
Да-да, сейчас, в конце лета, уже всем более или менее понятно, что в ближайшие годы жить нам предстоит в национальном стиле. Удачная шутка Wildberries, который на несколько дней стал «Ягодками», лишь подчеркивает очевидный тренд. До косовороток с лаптями еще далеко, но вспомнить о том, что в России есть и свои социальные сети – самое время.
«ВКонтакте» просто рвет подметки – его суточная посещаемость за первый квартал 2022 года выросла на 63% и достигла рекордных 47 млн визитов. Такой показатель не снился Instagram и в лучшие годы, когда шенгенские визы раздавали на перекрестках, а никто не брал.
Рекламный инвентарь ВК очень даже развесистый и постоянно развивается, а народ буквально миллионами восстанавливает свои заброшенные профили, не желая возиться с все тем же VPN в попытках открыть Facebook (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России).
Тем, кому нужна аудитория постарше, прямая дорога в «Одноклассники». С начала марта ежедневная посещаемость соцсети выросла аж на 66% и тоже превысила докризисные «инстаграмовские» 40 млн. Восстановили активность 36% прежде заброшенных профилей.
Не будем забывать и про открытый сейчас перед вами «Дзен». 20 млн посещений в день на дороге не валяются. Плюс ко всему, начиная с июня размещенные в «Дзене» промопосты показываются еще и в рекламной сети «Яндекса». А это дополнительные 75 млн визитов в сутки. Вот где охват!
Упомянем и Telegram, ноги которого, как ни крути, тоже растут из России. Отечественная аудитория этого мессенджера с конца февраля удвоилась и достигла тех самых «эталонных» 40 млн пользователей, которые заходят в приложение каждый день. Вот вам еще один потенциальный Instagram клиентов и покупателей. Рекламная платформа там действует с октября прошлого года – иди и продвигайся. А можно и «по старинке» – нативочкой через лидеров мнений. Только не тех, кто сбежал из американской свалки фотографий, а тех, кто изначально строил бренд в Telegram и уже имеет там честное и большое ядро аудитории.
Наконец, если отойти чуть в сторону от соцсетей, можно наткнуться на относительно новый и не всем известный пока сервис «Яндекс.Бизнес». Предназначенный специально для малого и среднего бизнеса, он позволяет запускать автоматически настраиваемые рекламные кампании на бесчисленных площадках «Яндекса». При этом минимальный бюджет кампании составляет всего 10 тыс. рублей – очень удобно для тех, кто хочет «пощупать» и оценить этот инструмент.
Дополнительную выгоду можно получить, если воспользоваться «Яндекс.Бизнесом» из личного кабинета на Цифровой платформе МСП.РФ. Рассказал системе немного о своем бизнесе, загрузил фотографии… и получил промокод номиналом 3000 руб. на первую кампанию. При ее запуске бонус сам просуммируется с бюджетом.
Многие популярные блогеры, которые прежде зарабатывали в первую очередь в запрещенной теперь соцсети, попробовали перебраться на другие площадки, но быстро поняли, что там «рыбы нет». Теперь они вернулись обратно, пропагандируют широкое использование VPN и делают вид, что все нормально. Иногда еще указывают на то, что их охваты упали всего на 25-30%.
Правда же в том, что лопающийся от засилья ботов Instagram (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России) потерял именно живых людей – потенциальных клиентов и покупателей. А активность вроде той, когда булочная подписывается на парикмахерскую, для рекламодателя не имеет никаких коммерческих перспектив.
Но ведь аудитория никуда не делась. Она по-прежнему ходит по улице, пьет, ест, поддерживает опрятный внешний вид и чинит упавшие в кастрюлю с супом айфоны. И вокруг остается достаточно способов установить контакт с этими людьми – напомнить о себе, предложить скидку за возвращение, рассказать о новых товарах и услугах.
То же касается и совсем молодых бизнесов, которым еще только предстоит найти и обаять своего клиента. И сделать это можно далеко не только с помощью фоточек и сториз от круглопопых фитоняшек.
Назад в будущее
Люди, тронутые сединой, еще помнят времена, когда в интернете правили бал дикие SEO-шники. Не стесняясь в методах, они буквально ногами заталкивали сайт клиента на высшие строчки поисковой выдачи, разговаривали как пираты, и у каждого на плече сидел попугай-матершинник.
По мере развития соцсетей и контекстной рекламы бюджеты все больше перетекали в них, многие бизнесы вообще решили, что сайт им не нужен, а каждый второй стал довольствоваться простым лендингом. SEO как-то незаметно покинуло передовицы скандальных хроник, «обелилось», стало высокоинтеллектуальным занятием для профессионалов.
Это мы все к тому, что именно сейчас в российском сегменте интернета происходит настоящий ренессанс SEO как инструмента увеличения трафика и, как следствие, продаж товаров и услуг.
«Баннерная слепота» пользователей давно свела конверсионный эффект от покупки медийной рекламы до микроскопических величин. Контекст стал слишком дорог для малого бизнеса, а теперь и вовсе недоступен в Google. А вот SEO ждет взлет популярности, ведь и сейчас почти 70% кликов в поисковике приходится на пять первых органических (!) позиции в выдаче.
К недостаткам инструмента можно отнести то, что он все-таки подразумевает наличие у бизнеса полноценного сайта. Кроме того, SEO не может принести мгновенный результат, как тот же контекст, поэтому вам придется месяцами вкладывать средства в оптимизацию, пока эффект от этих вложений достигнет ожидаемой величины. А это подходит не всем.
Учиться, учиться и еще раз учиться
И все-таки главный инструмент продвижения компании в интернете – мозг бизнесмена. Как мы уже поняли, времена, когда можно было «залепить сториз у селебы» и «стричь купоны», прошли. Может быть, безвозвратно. А для того, чтобы извлекать прибыль из имеющихся инструментов, нужно понимать их природу, возможности, недостатки. Проще говоря, надо учиться.
Сейчас недостатка в обучающих программах нет никакого. Наоборот – надо еще очень сильно постараться, чтобы не попасть в лапы каких-нибудь очередных продавцов успешного успеха. В кризис таких образуется особенно много. Но есть проверенные годами обучающие центры. А некоторые даже бесплатны!
Согласитесь, трудно заподозрить в корысти людей, предоставляющих ценный практический материал безвозмездно, то есть даром. А есть места, где бизнес-контент по самым насущным темам специально оптимизирован именно под лечение боли и страданий малого бизнеса. Такова, например, площадка «Бизнес-обучение» (вход через авторизацию на «Госуслугах»), действующая на Цифровой платформе МСП.РФ.
Начать здесь стоит с экспресс-проверки уровня компетенций, которая занимает всего 15 минут. Это поможет определить бизнес-направления, знания по которым вам лучше подтянуть. После этого можно выбирать нужные занятия, вебинары, спикеров и т.д. Чтобы не пропускать онлайн-мероприятия, можно воспользоваться встроенным календарем с уведомлениями.
На площадке вы найдете тематические модули, углубленные курсы, а также спецпрограммы, посвященные самым разным специализированным навыкам, начиная с участия в закупках и заканчивая ведением фермерской деятельности. В ближайшее время, например, пройдут маркетинговый интенсив «От идеи к первым продажам», воркшоп «Создаем чек-лист для проверки отдела продаж» и множество других.
Отдельно хочется упомянуть работающую на площадке систему наставничества. Десятки профессионалов из разных сфер бизнеса готовы рассмотреть вашу заявку на встречу и помочь разобраться в сложных вопросах.
#малыйбизнес #мсп #продвижение #социальные сети