В современных условиях международной политической нестабильности возрастает значимость Арктики как ресурсной базы, дающей России полную экономическую независимость и безопасность. Северный морской путь позволяет завозить необходимые материалы для строительства проектов, транспортировать сырье и готовую продукцию. По сути, СМП «сшивает» российский Север. В ближайшее десятилетие после организации безопасного круглогодичного движения судов Северный морской путь может стать главной логистической артерией не только для России, но и для дружественных стран. Правительство отводит ключевую роль в этом процессе Росатому, привлечение которого позволит создать в Арктике мощный технологический центр.
Развитие Северного морского пути — один из проектов, претендующих на неизменность в новых, резко изменившихся геополитических и экономических условиях. В июне Совет ЕС утвердил шестой пакет антироссийских санкций, затрагивающий экономический сектор, в частности, частичное эмбарго на поставки нефти. Ранее, в апреле, вышел пятый пакет, включающий запрет на импорт угля из России, а также заход судов из РФ или с российскими операторами в порты стран ЕС. Кроме того, введен запрет на работу в Евросоюзе российских и белорусских автогрузоперевозчиков. Ранее Брюссель закрыл для бортов из РФ воздушное пространство союза. В апреле США запретили российским судам заходить в американские порты. Страны вынуждены искать другие пути для транспортировки грузов.
Одна из альтернатив — Северный морской путь, проходящий в арктических водах РФ от Новой земли до мыса Дежнева. «Мы видим большую перспективу в развитии Северного морского пути, имея в виду ограниченность пропускной способности Суэцкого канала. Будут задействованы транспортный и транзитный потенциалы нашей страны», — заявил первый замглавы Минвостокразвития РФ Гаджимагомед Гусейнов 25 мая в докладе на парламентских слушаниях комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Полный материал читайте на сайте «Атомного эксперта».