Село Терехово. Жилой дом конца XIX века. Такие большие избы характерны исключительно для Русского Севера — в них под одной крышей располагались и жилые помещения, и дворовая клеть, и хлев, и амбары. Жили в таких домах обычно большими семьями.
Село Космозеро.
Деревня Узкие. Официально считается нежилой, хотя на берегу стоит какой-то относительно свежий дом, видимо чья-то очередная дача.
На переднем плане — часовня XVIII века. Правда, она в 2007 году была практичеки полностью перестроена.
Внутри можно посмотреть на соприкосновение разных эпох.
Заонежские деревни — удивительные и завораживающие. Из них не хочется уезжать. Хочется плюнуть на всё, и остаться на несколько дней. Или недель. Или месяцев. В-общем, словно таинственные леса в старых русских сказках, эти деревни ну никак не хотят выпускать нечастых путешественников из своих лап.
Но нам пора двигаться дальше. Последний взгляд на Заонежье, и едем в Гирвас.
По пути заезжаем на старый военный аэродром. К нашему времени от него ничего не осталось кроме исполинской взлётно-посадочной полосы — её длина более двух километров. Строительство аэродрома началось ещё в 1940 году. Забросили его в 1990-х.
В 2014 это — прекрасное место для того, чтобы пообедать. До Гирваса отсюда — буквально пара километров.
Прежде чем отправиться дальше, я расскажу вам историю про одну карельскую реку. Называется она Суна.
Давным давно жили две реки Суна и Шуя. Были они родными сёстрами. И текли рядом. Как-то Суна, утомившись в пути, уступила младшей — Шуе — своё более удобное русло, а сама остановилась и уснула. В итоге Шуя убежала вперёд. Суна, проснувшись, кинулась догонять свою сестру — напролом, не разбирая дороги, натыкаясь на скалы и образовывая могучие водопады. Так появились три великих карельских водопада: Кивач, Поор-порог и Гирвас. Все они, в былые времена, смело могли претендовать на почётные места на пъедестале в номинации крупнейших равнинных водопадов Европы...
Жила себе Суна спокойно, никого не трогала. Но внезапно появились советские инженеры, которые в 1930-х годах решили использовать мощь реки для создания каскада из двух электростанций: верхней — Пальеозёрской и нижней — Кондопожской. Для их функционирования было решено перебросить воды Суны на новый маршрут — сначала к Пальеозёрской ГЭС, а дальше через хитрую систему рек и озёр — к Кондопожской.
Старое русло Суны, от Гирвасского водохранилища до Онежского озера, превратилось фактически в новую реку со своим гидрологическим режимом. Верхняя часть этой новой реки оказалась пересушена, что привело к исчезновению водопадов Гирвас и Поор-порог.
Третий водопад — Кивач — хоть и сохранился, но его мощь уменьшилась в несколько раз. Вообще, Кивачу — повезло: изначально, ещё в 1914 году, был разработан проект строительства гидроэлектростанции как раз на его месте. А рядом должен был появиться химический завод. Но советская власть решила что две электростанции — лучше чем одна, и проект к 1930-м годам был изменён.
Строительство началось в 1929 — с возведения плотины у истока реки Сандалки. В 1936 — были построены плотины в Гирвасе, а так же прорыт канал, перебрасывающий воды Суны в Пальеозеро. Ну а полностью проект завершили лишь в середине 1950-х.
При этом ещё несколько десятилетий старое русло Суны продолжало использоваться для сплава древесины. Для этого от плотины в Гирвасе до Сунозера построили сеть лесосплавных каналов, а само Сунозеро в истоке реки Суна перегородили ещё одной плотиной. В итоге всё получилось как-то так.
Итак, мы в Гирвасе. Перед нами — плотина, перегородившая старое русло Суны.
А вот и оно. Где-то здесь раньше располагался водопад Гирвас.
Характерная чёрная карельская вода. Очень люблю этот цвет.
Прогуляемся немного по старому руслу Суны. Здесь, например, раньше располагался Поор-порог.
Сегодня вместо него — лишь скромный поток воды в старом лесосплавном канале.
Про третий из сунских водопадов — Кивач — я рассказывать вам не буду, про него я как-то публиковал отдельный фотоотчёт, дополнить там особо нечего. Несмотря на то, что сегодня Кивач является одной из визитных карточек Карелии, ничего особенного он из себя не представляет. К примеру, Кумиокоски, Мянтюкоски или Юканкоски — намного живописнее и интереснее.
В заключение темы сунских водопадов — несколько кадров Прокудина-Горского, отснятых им во время путешествия по Карелии в 1916 году. На них все три водопада — Гирвас, Поор-порог и Кивач — существуют ещё в своём естественном виде. Фотографии взяты с сайта «Наследие С. М. Прокудина-Горского».
Водопад Гирвас.
Водопад Поор-порог.
Водопад Кивач.
Пальеозёрская ГЭС — уничтожительница великих карельских водопадов.
Канал, ведущий от электростанции к Пальеозеру. Поток воды — очень мощный. Представьте себе, как величественно под таким напором выглядели бы Гирвас и Поор-порог.
Рядом с ГЭС — русло водосброса. Если честно, то это — закрытая территория. Но мы всё-таки тихонько спустимся вниз и посмотрим хотя бы одним глазком.
Бытует мнение, что именно это и есть бывший высушенный водопад Гирвас. Это — глупость. Следы Гирваса нужно искать в старом русле реки Суны, недалеко от Гирвасской плотины. А конкретно здесь никакого водопада никогда не существовало — это всего-лишь технологический канал для сброса излишков воды из Пальеозёрского водохранилища. Конечно, процесс сброса выглядит здесь, наверное, очень красиво. Но это, ни в коем случае, не отменяет всех вышеизложенных фактов.
Гораздо интереснее другой факт, эта скала - кратер древнего вулкана. Его возраст — не менее двух миллиардов лет.
Так что перед нами — один из древнейших сохранившихся вулканических кратеров нашей планеты.
На заднем плане — плотина Пальеозёрской ГЭС.
Что-то где-то протекает. Наверное, пора вылезать из зоны водосброса.
Да и день подходит к концу...
Не переключайтесь!