Найти тему

Мотивационная готовность к школе

Бывает такое, что ребёнок зрел интеллектуально, крепок физически и легок в общении со взрослыми и сверстниками. НО всё равно испытывает трудности в школе, не вливается в коллектив. 

🤷‍♀️ В чём проблема?

Она может скрываться в том, что первоклассник просто мотивационно не готов к школьной жизни

Такие дети:

❌ часто пользуются успехом только в тех областях, которые им особо интересны, остальные же осваиваются принудительно и с большим трудом

❌ не хотят идти в школу

КУДА ДЕЛАСЬ МОТИВАЦИЯ?

Часто причиной этого становится недостаток грамотного воспитания ребёнка, запугивания школой, особенно если он неуверен в себе.

❗Мотивационная (личностная) готовность – это сформированность новой социальной позиции, а именно «внутренней позиции школьника»

Эта готовность определяется ведущими мотивами учения детей.

КАКИЕ БЫВАЮТ МОТИВЫ?

🔸️Социальные (понимание необходимости учения и его общественной значимости, стремление к социальной роли школьника, ребенок хочет в школу, потому что все дети должны учиться, это важно и нужно)

🔸️Учебно-познавательные (интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому)

🔸️Оценочные мотивы (стремление получить одобрение и расположение взрослого, высокую оценку, дети идут в школу за пятерками)

🔸️Позиционные мотивы (интерес к внешней атрибутике и позиции школьника, ребенок хочет в школу, потому что там все большие, а в детский сад ходят маленькие, потому ему купят новый пенал, школьную одежду и т.д.).

🔸️Внешние мотивы (не выражают желания самого ребенка, он идет в школу, потому что так сказала мама)

🔸️Игровые мотивы (неадекватный перенос игры ребенком в новую ведущую деятельность – учебную, он идет в школу, потому что там весело, можно играть с друзьями)

Каждый из этих мотивов присутствует у старшего дошкольника, но степень их выраженности очень индивидуальна.

✅ Учебно-познавательные, социальные, оценочные мотивы оказывают положительное влияние на школьную успеваемость ребенка

❌ А преобладание игрового и внешнего сказывается негативно на учебном процессе

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВЕДУЩИЙ МОТИВ?

Оценить мотивы дошкольника можно в процессе наблюдения

🔸️Так, например, ребенок с социальным мотивом будет заниматься на занятиях, потому что так надо делать, принято, это важно и нужно.

Также дети с социальным мотивом стремятся подражать взрослым, любят выполнять ответственные поручения.

🔸️При познавательном мотиве дети занимаются только тогда, когда занятие действительно вызывает интерес. 

Также у ребят с познавательным мотивом широкий круг интересов, они задают много вопросов взрослому

🔸️Ребята с оценочным мотивом занимаются, потому что ждут похвалу взрослого

🔸️При доминирующем позиционном мотиве ребенок занимается, если на занятии много красивых наглядностей и ярких пособий

🔸️Дети с преобладающим внешним мотивом занимаются при условии, что на этом настаивает взрослый.

У таких детей обычно отсутствует своя точка зрения, они беспрекословно послушаются и выполняют указания взрослого

🔸️Игровой мотив проявляется желанием заниматься, если занятие построено в игровой форме

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО РЕБЁНОК МОТИВАЦИОННО ГОТОВ К ШКОЛЕ?

✅ Он эмоционально вовлечен в деятельность на занятии

✅ Он действует целенаправленно, не отвлекается на посторонние раздражители и доводит начатое дело до конца

✅ Ребенок инициативен: задаёт вопросы, вносит свои предложения, делает замечания, просит о помощи, если требуется, обсуждает задание с партнёром 

✅ Он самостоятелен в деятельности, стремится искать способы решения и объяснения всего нового и необычного, использует различные пути решений проблем

❗У будущего ученика крайне важно выработать адекватные представления о школе и обучении, положительное отношение к учителям, одноклассникам, интерес и любовь к книгам.

Тогда с мотивационной готовностью не возникнет проблем

❓Какие мотивы к учению преобладают у вашего ребёнка?

⚡Об интеллектуальной готовности можно почитать двумя постами ниже

#скоровшколу #мотивационнаяготовность #мотивация #учебныемотивы #яшкольник #мамасына #дефектолог #дошкольник #подготовкакшколе #ju_одетях