Найти в Дзене
soullaway soullaway

Жан-Мишель Жарр. Легенда и первопроходец.

О существовании такого композитора как Жан-Мишель Жарр я узнал в 1997 году. Тогда был юбилей Москвы и о Жане как-то очень много говорили по телевизору. Да, мне тут иной раз пишут, что хорошо мне столичному жителю живётся, но дело в том, что я никогда не жил в Москве. Бывать-то бывал, но я провинциал и хоть и неплохо знаю Москву, однако в 1997 году был ещё слишком мал для поездок туда в одиночестве. И само собой никакое выступление французского музыканта не видел. Лишь выпуски новостей отложились в воспоминаниях. Впрочем, сегодня речь не о моём туризме, а о музыке.

Будущий композитор родился в Париже и вырос на его окраине. Жил он с матерью и с детства увлекался музыкой. Уже в пять лет он играл на фортепиано. К своим двадцати годам он естественно оказался в одной из бесчисленных местных рок групп. На дворе стояли 60-е, а что это за время для всего мира? Правильно, кругом только и разговоров было о роке, бунте, революции. Впрочем, сытые мальчики и девочки неспособны на бунт потому наигравшись в примитивную музыку, Жан выявил существование синтезаторов и занялся совсем другой музыкой. Именно увлечение электронным звучанием и сделало его в итоге одним из самых известных французских музыкантов.

Забавный факт заключается в том, что в конце 60-х он сотрудничал с «GRM», которые занимались исследованием неевропейской музыки. То есть играли мелодии из Африки и Океании, но вместо всей этой экзотики Жан решил играть вообще другое. Правда, надо заметить, что крупные звукозаписывающие компании не спешили выпускать какие-то композиции юного любителя электронной музыки. Тем более тут стоит учитывать, что играл-то он во Франции, а как ни крути Франция это не Англия и не Америка в плане количества лейблов. Но, как известно терпение и упорный труд могут проложить дорогу кому угодно. Вот в 1971 году Жан и увидел свой первый официально выпущенный сингл.

-2

Полноценный альбом же он смог выпустить в 1973 году и тогда же стал браться вообще за любую работу. То есть сочинял музыку для рекламных заставок, подложки для радио и телевидения и может быть, кто-то считает это дурным занятием, но можно посмотреть и иначе. Ведь всё это давало композитору определённый опыт. Потому когда в 1976 году вышел диск «Oxygène» Жан был уже опытным композитором, умеющим писать какие угодно мелодии.

Тогда же к середине 70-х годов электронная музыка стала невероятно модной, и его диск продался тиражом примерно в 80 миллионов копий. Таким образом, Жан занял своё место в мировой музыке и стал влиятельным композитором. Собственно если говорить об электронной музыке, то, наверное, он один из главных композиторов, работающих в этом жанре.

Конечно, тут можно вспомнить и такое определение как космическая музыка, но мне лично оно не нравится. Тем более тогда придётся лезть в дебри спэйс-рока, а это всё же немного другая история. Как по мне именно электронная музыка лучше всего подходит. Ну и нельзя не отметить, что именно французы тут добились наибольших успехов. Кроме Жана можно упомянуть группу «Space» работавшую в этом же жанре. Только хронологически именно Жан и был тут первопроходцем. Потому к середине 90-х он уже имел культовый статус.

-3

Надо заметить, что выступления Жан-Мишель Жарра регулярно попадали в книгу рекордов Гиннеса. Дело в том, что он играл музыку, которая подходила всем и потому совсем неудивительно, что на каких-то мероприятиях он умудрялся собирать около миллиона человек. Московское же выступление по неофициальным данным собрало и вовсе три миллиона человек. Хотя у меня лично эта цифра вызывает сомнения.

В любом случае стоит признать, что на тот момент его выступление было более чем актуальным и стоит отдать должное, тем людям кто отвечал за приглашение музыканта. Это стало красивой кульминацией торжественных мероприятий. И можно даже сказать, что тот концерт вошёл в историю нашей столицы как одно из самых массовых мероприятий.

-4

Странно конечно понимать, что сейчас, пожалуй, и нет музыкантов такого уровня, кто способен собрать такую же огромную аудиторию. Да и такое мероприятие в ближайшие годы, конечно, не светит ни одному из наших городов. Говоря же, о музыке Жан-Мишель Жарра, то тут так же стоит отметить, что сейчас никто и ничего подобного делает. Как не называй его стилистку, но она была действительно масштабной и красивой. Сейчас же вся музыкальная индустрия сузилась и занимается, словно цитированием всего того, что уже было. Либо я чего-то не знаю.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.