Может быть когда-то в далекие - далекие времена, в те самые, когда профессия летчика только зарождалась и начало этой эры предвещало обладателям красивейшей профессии на планете Земля светлое беззаботное будущее. Так вот тогда-то и казалось, что у пилота есть работа, он летает самолет, как говорится в одной детской песенке, и только эта работа и ничего более.
Однако в действительности все не так. Ведь иногда между полетами волей или не волей летчики делают перерывы. И не потому, что устали от полетов, а потому, что так надо, так требуют всякого рода регламентирующие документы, а иногда и обстоятельства. Да причин не летать на самом может быть множество Рассмотрим лишь некоторые из них.
Нет погоды
Пожалуй, самая распространенная причина, по которой "отбивают" полеты это несоответствие метеоусловий. В условиях, угрожающих безопасности полетов, летать конечно же не стоит, ибо безопасность это наше всё!
Первым делом, выходя из дома, направляясь к месту отъезда на полеты, летчик анализирует методом сами знаете чего к носу погоду. Формирует у себя в голове предварительные заключения о том, какой сегодня будет посадочный курс, прикидывает будет ли смена ПМУ или СМУ и соответственно, какие именно упражнения и виды полетов предстоит ему выполнять в сегодняшнюю смену.
Пока едут летчики на полеты в автобусе, они задумчиво вглядываются в небо, пытаясь предугадать будут ли сегодня полеты вообще или отбиты
они будут. А еще летчики прикидывают, что если полетов не будет, то чем тогда предстоит заниматься.
Бывает и у летчика плохое настроение. Ну вот нет желания летать и все тут, хоть тресни. И тогда летчик с надеждой вглядывается в горизонт - не ползут ли оттуда тучи?
Особенно в межсезонье это характерно. Когда осень глубокая на дворе или весна ранняя. Когда все чаща по небу тяжело проплывает низкая облачность, срывается дождь и ветер порывисто гнет облетевшие макушки пирамидальных тополей.
Лето, марево, программа, капонир, лебеда
Если кто из летного состава при прохождении ВЛК бывал у психолога, а после 30 там все бывают, то помнят наверняка, упражнение для памяти. Когда врач называет 15 слов подряд и предлагает тебе эти слова вспомнить и воспроизвести. Помню 14 назвал, а пятнадцатое вспомнить никак не мог. Со второй попытки удалось все 15 назвать. Легко мне далось это упражнение. Ассоциативный ряд я строил и в логическую цепочку выстраивал.
Сидит он напротив меня и слова проговаривает: "Капонир, лебеда, марево, программа, дерево, тарантул, орбита и т.д....." А у меня в голове картина перед глазами ясная, потому, что неоднократно так и было во время летней вывозной программы в Котельниково.
Вот лето стоит марево, программу вывозную надо с курсантами выполнять, а мы в капонире сидим, лебедой поросшем, и дерево растет в том же капонире, а по нему тарантул ползет. Спросите почему в капонире? Да случай был такой, когда назначили меня на время проведения учебной тревоги командиром взвода опорного пункта. Посадили с курсантами в капониры (типа окопы) и сказали аэродром охранять от условного противника. С утра до обеда сидели, потом меня товарищ сменил. Ну сейчас не об этом.
Летом причиной ограничения полетов может стать высокая температура. Точные значения сейчас не скажу, кажется при 30 градусах полеты должны были ограничивать. А план выполнять нужно и время не стоит не ждет. Поэтому решением командира и/или старшего смены температура выше 29.9999 не поднималась.
Это, когда вообще трындец, то полеты ограничивали, ну и бывало когда больше, чем вообще трындец, вот тогда полеты даже останавливали.
Летом чем курсанту или летчику в таком случае заниматься? Если ты инструктор, то берешь своих подопечных и вперед на тренажную площадку пеший по летному разыгрывать, или какое умное занятие с курсантами проводишь. Сидеть без дела нельзя иначе попадет тебе от комэски по самое не хочу.
Если ты молодой летчик, то будь добр на тренажную площадку чеши, практикуйся с наставником, курсантов в оборот бери. Или вот садись документацию свою в порядок приводи. Не можешь придумать себе занятие, так подходи смело к командиру звена, он для тебя задание обязательно придумает.
Любят курсанты на выходных или когда по каким- либо причинам полеты не выполняются, на полосу выйти позагорать. Для этого в нелетный день (чаще всего в воскресенье) осуществляется ранний подъем, организовывается завтрак и отъезд на ВПП для коллективного отдыха, За одно между швами с помощью специального инструмента траву нужно было удалять. И загар получался красивый южный и полезное дело делалось. В Котельниково две ВПП, поэтому за одну отвечала первая эскадрилья, за другую соответственно вторая. Грамотнее было назвать ВПП восточная и западная.
Радостно звеня крючками для очистки швов, под забавные истории и анекдоты, замполита, курсанты и летчики-инструктора с ними, приводили ВПП в порядок, очищая швы от сорняка, а заодно загорали. Совмещали, так сказать, приятное с полезным.
Перевод техники
После долгой зимы нужно технику подготовить для эксплуатации в летний период. Обычно перевод приходится на майские праздники. В течение двух недель летный и технический состав готовятся к интенсивным полетам. Готовятся все! Что-то как-то скучно про перевод техники писать. Так или иначе это период, когда полеты не выполняются. Это время тренажей, занятий по безопасности, изучения телеграмм, спортивных праздников, сдачи различного рода нормативов и прочих чрезвычайно увлекательных мероприятий.
В качестве отступления
По этому поводу у меня тост... Хотя нет. Какой тост? Вспомнилось как году эдак в 2007 или 2008 осеннюю порою в субботу устроили мы субботник. В субботу субботник понимаете? Это как побывать в Провансе и добавлять в салат провансаль. Как известно за каждой эскадрильей закреплена территория и даже таблички ставились такие: "Территория 1АЭ". Вот вооружились мы не побоюсь этого слова шанцевым инструментом и ринулись листья опавшие убирать. А чтобы нам убиралось веселее поступила инициатива приобрести десятилитровую коробочку вина.
Знаете такие коробочки со встроенными краниками...Наличие на скамейке вина даже приветствовалось руководящим составом ибо дело на месте не стояло и к концу субботника задача была выполнена в полном объеме. Даааа славные были времена.. Тогда как-то проще, мне кажется, было.
Зимой
Зимой погода очень не устойчивая и случалось так, что к полетам мы готовились каждый день. Каждый день был отъезд на аэродром, все мероприятия и иногда даже разведка погоды проводилась, предполетные указания, а полеты так и не начинались по погоде. Однако летный состав с аэродрома не уходил. Наиболее подготовленный летный состав оккупировал места в комнате психологической разгрузки, где стоял телевизор и множество диванов и кресел. Телевизор показывал какой-то, по моему музыкальный канал, где изо дня в день крутили идиотские и не очень музыкальные клипы. Но это было не важно. Потому как основным занятием наиболее подготовленного летного состава было сон. Ибо сон и питание, как известно, основа летания.
Остальной летный состав понятное дело изучали район полетов, действия в ОСП, обязанности ведущего и ведомого, заполняли усердно документацию, короче говоря, готовились к полетам настоящим образом.
Было еще пару раз не летали мы из-за обильных снегопадов. Полосы КПМ-ки тогда почистили, а вот наледь осталась. На борьбы со льдом был отправлен весь личный состав полка в том числе гражданский персонал. Вооружили нас тогда штыковыми лопатами и ледорубами (это такой топор на конце лома) - убойная штуковина, настоящий ликвидатор льда. От усердия лопаты были стерты о бетон по локоть, а ледорубы погнуты в дугу.
Если кто из читателей поделится своим опытом по теме сегодняшнего выпуска, то я буду только рад. Жду вашу конструктивную критику, замечания, жалобы, рекомендации.
Жмите пальцы вверх/вниз. Подписывайтесь на канал.
Рекомендации к прочтению
Про летную документацию и ее пользе
Пеший-по летному
Отъезд на полеты