Вуди Аллен, как сценарист фильма “Пурпурная роза Каира” получил Золотой Глобус в 1986 году. Логично, потому что повествование гладкое, хорошо построенное, раскручивается последовательно. При этом для зрителя нет колоссальной интриги, что будет дальше, а интерес сохраняется. Это происходит за счёт того, что интересно развиваются отношения действующих лиц друг с другом и с реальность/нереальностью, а также красиво стилизовано окружение, куда они все помещены.
Вуди Аллен называет этот фильм своим самым любимым. В 2000 году на пресс-конференции, где он общался с журналистами по фильму “Мелкие мошенники” (Small Time Crooks), его спросили и про “Розу”. И он рассказал: “Сценарий я писал, запершись в комнате, но бросил его на половине, потому что не знал, как его развить. Я отложил его в сторону, долгое время играл с идеями, это длилось довольно долго, прежде чем меня осенило. Настоящий актёр должен был приехать в город, и главной героине пришлось бы выбирать между экранным актёром и настоящим актёром, и она бы выбрала настоящего актёра, а он бы её бросил. Вот это стало настоящим фильмом. До этого я такого поворота не предполагал”.
Сюжет фильма “Пурпурная роза Каира”
США, 1930е годы. В стране почти ни у кого нет работы, все живут бедно. Главная героиня Сесилия – яркий тому пример. Она работает за гроши в закусочной, подрабатывает стиркой чужого белья. Она содержит мужа Монка, который лишился должности на фабрике, потому что её закрыли. И вместо того, чтобы искать работу, он целыми днями играет с мужиками. Монк идёт ещё дальше – он изменяет жене, пьёт и побивает свою супругу.
Сесилия уходит от трудностей жизни в кинозал, отвлекается на мир иллюзий в кинотеатре Jewel, обсуждает жизнь актёров, их роли и жизненные перипетии со своей сестрой.
Художественные достоинства фильма
В фильмах Вуди Аллена всегда слышен его голос. Он вкладывает свои рассуждения в уста и главных героев, и второстепенных действующих лиц. Все его фильмы наполнены рассуждениями, иногда они очень смешные, иногда выглядят как брюзжание старика, но всегда узнаваемы.
В этом фильме он привнёс нотку сюрреализма для иллюстрации того, как “люди хотят жить как герои фильмов и книг, а герои романов – как люди”, сведя это к тому, что их объединяет одно – все они рабы сценария.
Атмосфера сказочности и потусторонности происходящего поддерживается появлением в кадре постера шоу Carter The Great. Американский эстрадный маг Чарльз Картер (Charles Joseph Carter), работавший под псевдонимом Великий Картер. Его деятельность пришлась на 20-30е годы XX века. В начале 1900х гг Картер с семьёй обосновался в Чикаго на время перерыва в гастролях. В это время он пытался заниматься другими бизнесами – агентство развлечений The National Theatrical Exchange и журнал The Chicago Footlights. Этот его биографический факт соотносится с тем, что Там Бакстер постоянно повторяет, что он из чикагских Бакстеров.
Сесилия приходит в кинотеатр Jewel (драгоценный камень), для неё это настоящая ценность в жизни, переносящая её в мир, где у людей не портится причёска и не появляются синяки на коже, они разбрасываются деньгами, гуляют по ночным клубам, не пьянеют – идеальная нереальность.
Атмосфера киношного мира строится благодаря упоминанию киностудии, на которой снимали Purple Rose of Cairo – RKO Radio Picture (входила в пятёрку студий-мэйджоров в эпоху Золотого Голливуда), появлению в кадре журнала Variety. Это скорее всего была именно газета Daily Variety, появившаяся в 1933 году, которая сообщала именно о событиях в киноиндустрии, тогда как журнал рассказывал обо всём шоу-бизнесе. Также вскользь упомянута скандальная история актёра Роско Арбакля (Roscoe Conkling "Fatty" Arbuckle). Это происходит в сцене разговора между актёром Гилом Шеппердом и его агентом, который сообщил о побеге его персонажа с экрана. Такой поворот может навредить актёру, ведь неизвестно, как сложатся “сойдутся карты”, что сделает Том Бакстер: Вспомни, что случилось с Фэтти Арбаклем!, - предостерегает агент.
В 1921 году актёра обвинили в преступлении (убийстве начинающей актрисы Вирджинии Рапп). История очень длинная, запутанная и типичная для шоу-бизнеса. Его карьера после судебного процесса оборвалась, он начал пить, разрешение на распространение его картин задерживалось. Его поддерживал Бастер Китон, его друг и коллега.
Реальность преувеличенно унылая у Аллена. Том (персонаж из фильма, который постоянно смотрит Сесилия) и Сесилия встречаются в закрывшемся лунапарке, который весь обветшал и зарос деревьями. Да и прочие части города не отличаются красотой – по улицам пыль столбом, стены обшарпаны, люди грустные.
Наблюдение, на которое я не делаю ставок
Интересно, как внутри истории разделили действующих лиц. Все второстепенные носят шляпки, все, стоящие на ступень выше, - с непокрытой головой.
Том Бакстер – археолог-исследователь из чикагских Бастеров, хотя и звучит красиво, но для своих экранных коллег он всего лишь статист.
Актёр Гил Шепперд только начинает своё восхождение. Для роли Тома он выложился на полную катушку, прочитал сценарий и вдохнул в Тома жизнь, он очень много работал, чтобы его персонаж казался реальным. Что, с одной стороны показано как комический этюд (Том решил действительно жить своей жизнью), но и с другой стороны, для Голливуда Гил пока остаётся второстепенным актёром, но для отдельного зрителя Гил – это вдохновение с завораживающим взглядом.
То есть в рамках большого мира Голливуда Гил маленький актёр, а рамках микромира Сесилии – он большой человек. И она искренне верит, что её любимый актёр достоин великих ролей, исполнения значительных личностей, например, Чарльза Линдберга, лётчика, который перелетел Атлантический океан в одиночку.
Проститутка Эмма – в мире своих коллег довольно примечательная барышня. Художник по костюмам нарядил её в пурпурный наряд, завершив его красивой шляпкой. Эмма стала ещё одним проводником в реальный мир для Тома. Том через неё узнаёт, как там всё устроено, что в реальном мире люди занимаются сексом не только по любви, а и просто ради развлечения.
Сесилия постоянно носит шляпку, из-за которой почти не видно её лица, глаз в том числе. Но актёр Гил Шепперд в ответ на её комплимент о его глазах возвращает ей приятные слова, делая комплимент её внешности.
Заключение
В “Пурпурной розе Каира” Сесилии выпадает шанс пообщаться с персонажем и с его создателем. Примечательная шутка звучит в сцене в церкви. Сесилия приводит Тома туда, чтобы показать, где люди молятся. Она объясняет, что мир создан Богом. Том понимает это на свой манер. Ведь его мир создан сценаристами, они его Боги. В этом и есть отличительная черта Вуди Аллена, по большей части в своих рассуждениях он копает он очень глубоко.
При этом в фильме есть реплика, которая поддерживает предыдущий тезис: “Посмотрите на них, сидят и разговаривают! А где же действие!?” Вот именно, в фильмах Вуди Аллена люди могут просто разговаривать без действия, но он всё равно будет интересным. И фраза “рабы сценария” начинает звучать ещё внушительнее.
Спустя годы, современный Голливуд сделает свою версию проекции звезды на реальную жизнь, чтобы у современного человека тоже была своя сказка – “Выиграй свидание со звездой” (Win a date with Ted Hamilton!, 2004). Несмотря на то, что фильм Вуди Аллена смотрится и сейчас акутально (я думала над этим), но романтическая комедия 2004 года является классным дополнением к размышлениям о шоу-бизнесе.
Но вот именно Вуди Аллен устроил грандиозный переполох, а в итоге всё расставил по своим местам. Он не стал навязывать, что именно для каждого человека является “розой Каира”, он оставил нас наедине с собой. Ищите сами свою розу.