Найти тему
Елена Каюрова

О критике, критиках и критиканстве

Оглавление

До определённого момента жизни я была критиканом — критиковала всех и всё. И до сих пор я остаюсь достаточно критичным человеком. Но одно дело быть критичным человеком, и другое — быть критиканом. Это разные понятия.

Вот есть критиканы — люди, которым всё не так в окружающих и в себе: в жизни друзей и родственников не так, в условиях собственной жизни не так, еда не такая, кино не такое, люди не те. У них всё не так, как должно быть.

Фокус критиканов настроен на то, что “не так”. Им сложно жить, потому что даже в нормальном они найдут что-то не такое. Такие люди сфокусированы на самом плохом и несут это плохое в мир: им очень важно донести каждому окружающему, что вот это, это и то — полнейшая фигня. А главное — они не просто так это говорят, им очень важно быть услышанными.

С другой стороны, есть критичные люди. Эти люди видят, что не так, но при этом они не будут пытаться распространить своё мнение на окружающих, а просто проанализируют ситуацию.

Это люди с преобладающим критическим типом мышления — они могут и не доносить собеседнику, что его жизнь не такая, неправильно живёт, но сами проанализируют это «не так» и сделают выводы для себя.

Как появляется критиканство?

До определённого возраста ребёнок воспринимает себя через маму: мама улыбается — хорошо, мама нахмурилась — что-то не так. Ребёнок считывает маму и определяет себя через неё.

Когда ребёнок начинает социализироваться, взаимодействовать с пространством и людьми — трогать, ползать, ходить, нюхать, тянуть в рот, — мама и папа начинают ребёнка “воспитывать” и давать обратную связь не самого высокого качества — «не делай», «не трогай», «не туда», «сядь и не мешай» и прочее.

Сначала появляются запреты без оценок, просто «нельзя». Ребёнку не объясняют, почему нельзя. Когда родитель понимает, что на запреты реакции нет, появляется оценка. И в этот момент маленький человек знакомится с тем фактом, что отныне его будут оценивать. Родители начинают давать своему ребёнку оценку: плохие дети не слушаются родителей, а хорошие — слушаются. Плохие дети не убирают за собой, а хорошие — не просто убирают, а ещё и моют за собой посуду.

Проблема в том, что эту оценку родители или другие значимые взрослые ставят без объяснений и обратной связи, а просто потому, что маме и папе хочется, чтобы ребёнок был удобным. Взрослые начинают упаковывать маленького человека в рамки на эмоциях, потому что с определённого момента не могут совладать с ними, и сливают свои эмоции на ребёнка.

Вот так в жизни появляется критика — это когда тот самый значимый взрослый даёт оценку маленькому человеку.

Критика сильно отражается на ребёнке, пока идёт становление личности, а это происходит вплоть до 21 года. В школе, когда вас критикует учитель, и вы это впитываете. В университете, когда ваша личность ещё формируется, вам долбят, что вы никуда не годитесь. К сожалению, наша система образования такова, что когда у вас идёт становление личности, эту самую личность ломают извне оценками.

Критиканство — это оценка. Каждый раз, когда вам захочется покритиковать, задайте себе вопрос «А я кто такая, чтобы давать оценку?». Мы критикуем других, когда надо самоутвердиться. А самоутвердиться нужно в тех случаях, когда у нас нехватка ценности себя.

Кто-то привносит критику в вашу жизнь, желая сделать хорошо себе. Кто-то утверждает, что критикует «из лучших побуждений» — но когда вам так говорят, обманывают и вас, и себя. Никто никогда в здравом уме не будет лить грязь на голову человеку из лучших побуждений.

Всё начинается с нас самих. Сначала вы делаете легко и хорошо себе, потом будет легко и хорошо окружающим.

Если публикация показалась вам полезной и интересной, прошу поставить лайк и поделиться ей в соцсетях. Не забывайте подписываться на канал. Спасибо!

Другие интересные статьи канала:

Почему денежное мышление не работает?

Привычка за 21 день

#критика #самоутверждение #высказывать критику #обратнаясвязь #саморазвитие #самооценка #работа с установками #каюровакоуч #коучпитер #онлайн коучинг