Найти в Дзене
Психопедагогика

Если до школы не заговорит, то не заговорит никогда? Существует ли последний рубеж?

Оглавление
Сначала я расскажу вам о Вове. Вове девять лет. Со школой у Вовы не ладится: сначала он пошел в одну школу, потом его перевели в другую, потом в третью. Все школы были коррекционные, и во всех школах Вова числился как неуспевающий. Ко мне Вову привели, чтобы я научила его читать. На занятиях он сидел смирно и слушал всеми фибрами души. Вова быстро научился читать. Но тогда вскрылась другая проблема:
- «Ку-пил му-ку» - тянет Вова по слогам. – Муку? Что это – «муку»? – Вова смотрит на меня озадаченно. Я объясняю про муку, про то, что из нее делают хлеб, печенье, пирожки.
- Да, пирожки! – подхватывает Вова. – Мама… пирожки.. люблю очень!
Вова заговорил в шесть лет и до сих пор не может усвоить лексику и грамматику родного языка. Кроме того, Вове очень тяжело дается запоминание новых слов.
В своих школах он сидел словно иностранец без переводчика: из десяти слов учителя поняты два-три, постоянное запредельное умственное напряжение, невероятный стресс.

Нарушения речи у ребенка можно заподозрить уже в возрасте нескольких месяцев.

Грудничок, которому три месяца от роду, смотрит на разговаривающего с ним взрослого, «поет» протяжные гласные звуки: а-а-а-а, у-у-у-у… В полгода малыш уже активно гулит: бабаба, мамама, гуга, дадада.

Гуление – это еще не речь в полном смысле слова. Часто слышу от родителей «тяжелых» безречевых детей, что их ребенок начал говорить в полгода: «Мама» уже говорил и «баба», а потом перестал!». Речь идет все же о гулении, а не о речи. «Ма-ма-ма» возникает в этом возрасте спонтанно, как речевой эксперимент ребенка и еще не соотносится с реальным человеком и ситуацией.

Настоящие слова появляются ближе к году, в 8-12 месяцев. К двум годам ребенок строит фразы и простые предложения: «пошли гулять», «дай грушу». Конечно, в этом возрасте дети говорят с ошибками и не всегда понятно для окружающих. Речь продолжает развиваться и совершенствоваться до 7 лет – ребенок осваивает знаковую систему, письменную речь, после чего сензитивный период для развития речи закрываются.

Что такое «сензитивный период» и почему о нем надо знать?

Для освоения каждого умения есть свой благоприятный период, когда обучение происходит наиболее легко и успешно. Это время максимальных возможностей, период наиболее высокой пластичности головного мозга, когда в нем легко образуются связи, важные для становления какой-либо функции.

Если пропустить этот этап, в дальнейшем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить образовавшийся пробел. Иногда результатом такого упущения становится то, что психическая функция уже не может быть развита на 100%.

Вы слышали о детях-Маугли, воспитанных животными? Лишенные условий для обучения и примера для подражания, в свои сензитивные периоды они усваивали не человеческие, а звериные навыки. Когда впоследствии такие дети попадали в окружение людей, то даже систематическое целенаправленное обучение не помогало им усвоить элементарные навыки самообслуживания, не говоря уже о речи. Многочисленные описания жизни этих детей свидетельствуют о том, что лишь некоторые из них смогли выучить несколько слов, и никто не мог полноценно общаться со сверстниками и педагогами.

Сензитивный период развития устной речи – до трех лет. Это период максимальной восприимчивости, когда ребенок, как губка, «впитывает» новые слова – по десятку в день, без труда осваивает грамматические конструкции, легко догадывается о значении впервые услышанных слов. Для этого ему не нужны специальные занятия и упражнения. Он делает это в повседневных ситуациях, мимоходом, играючи.

Сензитивные периоды общие у всех детей и, одновременно, индивидуальные для каждого ребенка. У кого-то период наибольшей чувствительности длиннее, у кого-то - короче, у кого-то "закроется" чуть раньше, у кого-то чуть позже. Но это правило развития действует для всех: сензитивные периоды есть всегда и их границы не могут быть сдвинуты более, чем на несколько месяцев.
Если ребенок заговорил в 2.5 года, как это часто сейчас бывает, то у него осталось совсем мало сензитивного времени. А если в три?

"У соседки молчал до трех лет, а сейчас не переболтать, отличный парень растет"

- одно из самых опасных заблуждений. Допускаю, что такой парень действительно где-то есть, природа удивительна и чудеса случаются. И относиться к таким случаям надо, как к чуду. Во всех остальных случаях проблемы видны даже спустя 15-20-30 лет. По крайней мере, специалисту. Специфичная речь, необычные способы построения рассказа, неординарное ведение диалога - все это выдает человека, в детстве имевшего тяжелые речевые нарушения, но преодолевшего их, закончившего школу (да пусть даже без троек, хотя я такого не помню), получившего высшее образование (почему-то получить высшее образование в нашей стране легче, чем закончить школу), социализированного, крепкого семьянина и достойного гражданина.

Если Вы понимаете, что речевое развитие ребенка не соответствует возрастным нормам - не ждите, что проблема решится сама собой.

Психолог онлайн. Консультации по вопросам развития и воспитания детей. Психологическая диагностика и рекомендации. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Viber).

Читайте еще:

-2