Роковая дата в истории Сталинграда — 23 августа 1942 года. В этот день немецкие самолёты, заходя волнами по 200-300 машин, практически уничтожили город от центра и к северу. Погибли десятки тысяч людей, точное число потерь не установлено до сих пор, называют цифры от 40 до 80 тысяч человек.
О варварской бомбардировке тогда не сообщали. Сводки Совинформбюро говорили о боях под станицей Клетской, о героизме наших солдат, о потерях врага. Молчали и газеты.
Вообще о боях в Сталинграде сводки начали говорить через два дня после прорыва немцев к Волге. Их бросок за один день 23 августа от Дона к Волге был столь же стремительным, сколько и неожиданным для нашего командования. Десятки немецких танков вышли на северную окраину Сталинграда. И пошли бы дальше, если бы на их пути не встали девушки-зенитчицы 1077-го зенитного артиллерийского полка. Они заняли 37 огневых позиций, ведя огонь по танкам прямой наводкой.
Им в помощь пришли два танка, три трактора, обшитые листами брони, батальон народного ополчения из рабочих тракторного, вооружённых винтовками-трёхлинейками.
В это трудно поверить, но они смогли остановить элитный 14-й танковый корпус генерала фон Витерсхайма. На позиции девушек — в основном, 18-летних вчерашних школьниц — были брошены самолёты, танки, пехота. Зенитчицы погибли вместе со своими орудиями, но не отступили. А главное — они смогли выиграть необходимое драгоценное время, чтобы наши войска сумели перегруппироваться и наладить оборону.
Сталинград так и не был взят. Варварская бомбардировка города также не достигла своих целей, сталинградцы не дрогнули. Десятки тысяч жертв — женщин, детей, стариков — свидетельствуют, что авианалёт не может считаться военной операцией, это был террористический акт во всей своей неприглядности и жестокости по отношению к мирному населению.