Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Город блуждающих минометов. Что происходит в прифронтовом Красном Лимане

   Город блуждающих минометов. Что происходит в прифронтовом Красном Лимане
Город блуждающих минометов. Что происходит в прифронтовом Красном Лимане

Город Красный Лиман на окраине ДНР стал заложником фронтовой географии. Близость застывшего фронта создает угрозу для мирных жителей, которые стали основной мишенью для артиллерии и диверсионных групп ВСУ. Корреспондент aif.ru отправился в Красный Лиман, чтобы узнать, как живут в прифронтовом городе.

После сотен километров, намотанных по дорогам Донбасса, глаз привыкает к картине обезображенных боевыми действиями городов. Чем дальше к фронту от благополучного и цветущего Луганска, тем жестче пейзажи вокруг. Первые разы это шокирует, но когда проезжаешь одни и те же города раз в десятый, то замечаешь их удивительное преображение. Вот уже и дороги Северодонецка очищены от осколков и мусора. Тут и там работают коммунальные службы, снуют машины МЧС, а с обочин дорог исчезает сгоревшая тяжелая техника, которая притягивала к себе взгляды любопытных путников. Чем дальше фронт, тем быстрее жизнь приходит в нормальное русло.

   Фото:  АиФ/ Дмитрий Григорьев
Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

Езда по дорогам Донбасса быстро приучает замечать, как ухудшается обстановка вокруг. По мере приближения к фронту растет количество блокпостов и проверки становятся серьезнее. Если еще сто километров назад удостоверение журналиста убедительно действовало на проверяющих, то на прифронтовых блокпостах документ никого не убеждает. Багажник приходится открывать постоянно, разъяснять, кто ты и куда едешь.

«Выходим из машины. О! А это у нас кто такой красивый?» — с усмешкой обращаются к моему коллеге серьезные парни в форме на очередном блокпосту. Взгляд военного привлекло его камуфляжное облачение, и лишь корочка «Пресса» спасает нас от дальнейших выяснений, что мы за три молодых человека, путешествующих по прифронтовым дорогам. Недолгое общение, обмен шутками и пожелание нам в дорогу: «Вы там про нас что-нибудь скажите по своему телику! Давайте осторожнее. Тут повсюду ДРГ гоняют!» — дают напутствие нам в дорогу ребята с нашивкой «Отважные» на разгрузке.

   Фото:  АиФ/ Дмитрий Григорьев
Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

Заложник фронтовой географии

Впереди — финальный блокпост перед въездом в Красный Лиман. Освобожденный еще в конце мая город оказался заложником своего географического положения. Расположенный в административных границах ДНР населенный пункт сейчас фактически зажат между двумя фронтами и границей Луганской Народной Республики. На северо-западе от города идут сражения на Изюмском направлении, а на юго-западе, в двух десятках километров, ключевые точки сражения за Донбасс — Славянск и Краматорск.

Въезд в Красный Лиман для чужаков закрыт. Попасть в город можно только с согласования комендатуры, что нам удается без труда, но работать в городе приходится лишь в сопровождении. Столь пристальное внимание к работе журналистов наши сопровождающие объясняют мерами безопасности. «Ребята, вы поймите. Вот сейчас стоим мы с вами и мило общаемся. Но все это иллюзия безопасности. Обстановка здесь меняется очень быстро. Прямо сейчас как начнут мины лететь — и все. Даже среагировать не успеем. Да и диверсионные группы в округе работают», — говорит наш сопровождающий Кирилл.

   Фото:  АиФ/ Дмитрий Григорьев
Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

Красный Лиман стал заложником фактически застывшего фронта в пяти километрах от города. «Украинцы сейчас заняли отличное положение — закрепились на высотах и отлично просматривают все в округе. В соседнем Святогорске они расположились через речку, заняв Святогорскую лавру. С высоты просматривают город и регулярно его обстреливают. Простреливается и дорога от Красного Лимана до Святогорска. Им не важно, кого обстреливать. Под огонь попадают и волонтеры, и журналисты, и военные», — рассказывают наши сопровождающие.

Блуждающие минометы

О том, что украинским войскам безразлично, кого обстреливать, в голос говорят мирные жители Красного Лимана. В городских дворах типичная послевоенная картина. Импровизированные беседки на улицах, сделанные из подручных материалов. Люди, группами сидящие на лавочках, и запах готовящейся на кострах еды. Многие до сих пор живут в подвалах, и виной тому не разрушения инфраструктуры, а как раз таки регулярные обстрелы города. Идя вдоль домов, замечаем крепкую беседку на улице. Под крышей женщина готовит суп на печке из кирпичей. Столь основательный подход я в Донбассе вижу впервые. Оказывается, хозяева этого чуда вместе с соседями за несколько часов соорудили печь под обстрелами.

   Фото:  АиФ/ Дмитрий Григорьев
Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

«Мы с соседями еще в апреле эту печь сделали. Набрали кирпичей со стены одного из домов, куда основательно прилетело. Нашли глину и сделали — это чудо. Я в свое время клал дровяные печки, так что навык имею. Работали быстро, тогда шли бои, но жить-то как-то нужно», — говорит местный житель Сергей.

На вопросы о том, как вела себя в Красном Лимане украинская армия, он отвечает с неохотой. «Особо мы с ними не сталкивались здесь. Техника у них стояла. К нам они относились пренебрежительно. Удивительно, что когда они тут стояли, город хорошо так обкладывали артиллерией. Причем били, судя по всему, свои же, поскольку летело оттуда, откуда и сейчас летит в город. Со стороны Славянска», — вспоминает наш собеседник.

   Фото:  АиФ/ Дмитрий Григорьев
Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

По городу упорно ходят слухи о так называемых блуждающих минометах. Диверсионные группы украинских войск, орудующих в округе, обстреливают город с разных сторон. Для диверсий используют легкие минометы, которые прячут в окрестностях и при необходимости быстро перемещают с места на место. Из-за работы ДРГ в Красном Лимане фактически нет пространства, где бы ты мог чувствовать себя в безопасности. Прилететь может в любую точку и в любой момент. При этом есть у украинских военных и излюбленные цели.

Опасные интервью

«Ребята, давайте я не буду вам интервью на камеру давать. У нас уже закономерность. Приехали журналисты, взяли интервью. Вышел ролик где-нибудь в интернете, и нас тут же обкладывают с какой-то яростью остервенелой», — говорит главврач больницы в Красном Лимане (его имя и номер больницы я упоминать не буду, чтобы не провоцировать ВСУ лишний раз). По его словам, последствий приезда журналистов больше всего боятся оставшиеся в больнице сотрудники, и идти на работу зачастую им приходится, переступая через страх за собственную жизнь.

   Фото:  АиФ/ Дмитрий Григорьев
Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

«Оставшиеся работать сотрудники — это герои. Несмотря на риски и собственный страх, они идут на работу и выполняют свой долг. Приведу вам типичный пример. Звонит мне накануне одна из наших медсестер и говорит, что завтра на работу не выйдет. Боится, что опять обстрелы начнутся. Что я могу ей на это сказать. Она опасается за свою жизнь и имеет на это полное право. На утро же смотрю — пришла на работу. Говорит, муж сказал иди, тебе людей спасать надо», — делится больничными буднями наш собеседник.

Работы для врачей и медсестер в Красном Лимане сейчас достаточно. Регулярные обстрелы со стороны ВСУ приводят к постоянным ранениям среди мирного населения. В день в больницу с осколочными ранениями поступает по несколько человек. «В целом мы справляемся с нагрузкой. Ранения, слава богу, в основном нетяжелые. Местных врачей в городе почти не осталось — все уехали с началом боевых действий. Сейчас у нас в основном трудятся специалисты из Донецка, Луганска, Енакиево. Приезжают коллеги из России. В целом рук нам хватает. Еженедельно из Енакиево приходит гуманитарный груз с продуктами и лекарствами. В целом все нормально, главное, чтобы обстрелы прекратились», — рассказывает главврач больницы.

   Фото:  АиФ/ Дмитрий Григорьев
Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

Праздник российского флага

Несмотря на незавидное положение, администрация Красного Лимана при поддержке комендатуры старается отладить в городе мирную жизнь. В день приезда корреспондента aif.ru в городе даже прошло празднование Дня флага России. На центральной площади города собралось несколько десятков человек. «Мы налаживаем мобильную связь. В город регулярно приезжают гуманитарные грузы. Работают службы МЧС. С водой у нас проблем нет — на многих улицах есть колонки. Проблемы, конечно, есть, и здесь главную роль играет близость к фронту. Кардинально изменить ситуацию в городе мы сможем, лишь когда фронт уйдет далеко от города. Но даже в этих условиях мы готовимся к началу учебного года. Преподаватели у нас есть. Пока школы будут работать в удаленном режиме», — отмечает представитель администрации Красного Лимана.

Между тем фронт близ Красного Лимана застыл. Продолжаются позиционные бои и контрбатарейная борьба. Над городом можно часто заметить вражеские беспилотники, а занятие ВСУ выгодного положения на высотах близ города не дает союзным силам осуществить серьезный прорыв на этом участке фронта. «Подвижки здесь возможны, лишь когда прорыв будет на угледарском направлении и со стороны Изюма. Когда котел начнет смыкаться, тогда и осиное гнездо близ Святогорска и Красного Лимана зашевелится», — отмечают военные.